Смазка клемм аккумулятора – 10 средств, чем можно смазать от окисления

Экспертиза ЗР: зачем смазывать клеммы аккумулятора?

Предлагать смазывать чем-то клеммы аккумулятора — разводить простаков на деньги. Так считают многие. Слово для защиты автохимии взял Михаил Колодочкин.

Klemma1

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы АКБ и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами — но нужно ли это делать сегодня? Давайте подумаем.

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача — защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае — свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах — и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

В основном одним: двигатель может не пуститься. Это наглядно проявлялось в «Жигулях», где плюсовая клемма была порядочной грязнулей и частенько дурила. Поворачиваете ключ, а лампочки на панели приборов тут же притухают — и это при полностью заряженной батарее! Стартеру требуются сотни ампер, а потому даже крошечное паразитное сопротивление в долю ома мгновенно «забирает» все напряжение себе. Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор — и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно — вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола‑24.

Снаружи или внутри?

В инструкциях иностранных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед надеванием наконечника провода. На самом деле соединение «клемма — наконечник» должно иметь максимальный контакт «металл к металлу». Поэтому нанесение диэлектрика внутри ничего, кроме вреда, не принесет.

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Да. К примеру, фирма «АкТех» прямо указывает в инструкции: для удаления оксидной пленки с выводов батареи используйте наждачную бумагу. А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики — внутренние и наружные. Само собой, наждачная шкурка должна быть мелкой, поскольку изменять присоединительные размеры нельзя.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются — пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

02-p127

  • (1) Распыляемые очистители электрических контактов представляют ASTROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и другие бренды. Изготовлены они, как правило, на масляной основе — например, на очищенном вазелиновом масле. Очистители вытесняют воду и образуют на поверхности защитную изоляционную пленку. Они годятся для поверхностной обработки клемм аккумуляторной батареи, но уступают консистентным смазкам в прочности покрытия.
  • (2) Консистентные смазки для защиты аккумуляторных клемм поставляют, к примеру, фирмы Liqui Moly и Gunk. В отличие от аэрозолей, эти смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие. Их основа тоже масляная. Устойчивы к воздействию шампуней. Яркий цвет современных смазок облегчает контроль за нанесением препарата.

Так смазывать или нет? Наше мнение

Вероятность того, что несмазанная клемма породит какие-то проблемы, сегодня невелика. Материалы качественные, под капотом сравнительно чисто, корпус батареи герметичный. Да и денег жалко. Но всё же мы считаем, что смазка полезна. Хотя бы потому, что это один из дополнительных кирпичиков, создающих надежность техники. На этом лучше не экономить.

Чем смазать клеммы аккумулятора для борьбы с окислением

Расположенные на крышке аккумуляторной батареи свинцовые клеммные штыри подвергаются воздействию внешних факторов, что приводит к формированию на поверхности налета посторонних веществ.

При длительном воздействии окислы разрушают поверхность контактов, выводя аккумулятор из строя. Для защиты поверхности используются специальные смазки жидкого или консистентного типа, которые наносятся после подключения источника питания к бортовой сети.

Окисляются ли клеммы современных аккумуляторов

Для изготовления контактных штырей современных автомобильных аккумуляторов используются свинцовые сплавы. Детали проходят дополнительную механическую обработку, позволяющую снизить количество раковин на поверхности.

Использование уплотнителей и снижение выбросов паров топлива и моторного масла в подкапотное пространство дополнительно сократило коррозию контактов. Но окислы на поверхности штырей и контактных клемм образуются от постоянного контакта с кислородом, входящим в состав атмосферного воздуха. Даже при использовании специального защитного покрытия молекулы кислорода вступают во взаимодействие с металлом контактных пластин, образуя слой окислов.

Зачем смазывать клеммы

Цветные металлы подвержены образованию пленок, состоящих из оксидов. Например, если зачистить свинцовую пластинку до металлического блеска, а затем оставить деталь на открытом воздухе, то на поверхности образуется темная пленка. Сформировавшийся слой окислов препятствует дальнейшему распаду материала, но ухудшает электропроводность.

Вторым источником налета на контактных пластинах аккумуляторов является серная кислота, входящая в состав электролита. В конструкции батарей предусмотрены вентиляционные каналы, через которые пары кислоты выбрасываются на внешнюю сторону корпуса.

В части источников питания применяются пробки и крышки с лабиринтными каналами, обеспечивающими конденсацию паров и сток жидкого электролита обратно в банки. Попавший на свинцовые контакты электролит образует рыхлый налет белого цвета, который разрушает материал и ухудшает электропроводность.

При эксплуатации автомобиля в зимнее время на свинцовые элементы оказывают негативное воздействие соли натрия и калия, входящие в состав противогололедных реагентов. Вещества смешиваются с грязью, маслом и электролитом, а затем формируют плотную корку на поверхности контактов аккумулятора.

Нанесение смазок или специальных веществ на заранее очищенные клеммы позволяет:

  • снизить риск образования налета;
  • обеспечить защиту элементов конструкции от коррозии и дальнейшего разрушения;
  • сохранить проводимость электрического тока через контактный узел.

К чему приводят окисные пленки

Сформировавшаяся оксидная пленка не обеспечивает требуемую конструкцией автомобиля площадь контакта, что не позволяет подавать к стартеру ток требуемой величины. Например, при пуске холодного мотора на легковой машине ток достигает значений более 200 А. Если контактная зона окислилась, то силы пропускаемого тока не хватит для прокручивания коленчатого вала двигателя.

Дополнительной проблемой при окислении клемм является локальный перегрев контактных площадок в момент пуска. Проходящий ток большой силы прогревает зону до температуры плавления свинцовых сплавов, что приводит к разрушению аккумулятора и электропроводки автомобиля.

В результате источник тока теряет емкость, при глубоком разряде начинается деградация активной массы и пластин, приводящая к необратимым повреждениям аккумулятора.

Что делает смазка

Защитная смазка обладает следующими характеристиками:

  1. Кислотоустойчивая основа материала останавливает окислительные процессы и не допускает появления новых очагов разрушения поверхности контакта.
  2. Герметичный слой снижает риск начала химической реакции с участием кислорода воздуха. Следует учитывать, что полная герметизация клеммы не обеспечивается, окислительные процессы продолжаются.
  3. Для смазки клемм рекомендуется использовать диэлектрический материал, исключающий формирование блуждающих токов, отрицательно влияющих на работу аккумулятора.
  4. Вязкость вещества определяет долговечность эксплуатации защитного покрытия. При нагреве происходит размягчение материала, дополненное термическим разложением молекул, приводящее к необходимости замены смазки.
  5. Температурный диапазон эксплуатации, от значения параметра зависти надежность работы защитного покрытия в зимний и летний период. Рекомендуется сохранение вязкого состояния смазки во всем температурном диапазоне (для улучшения адгезии).

Чем смазывать клеммы АКБ

У владельца автомобиля возникает вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора и обеспечить защиту разъемов силовых проводов электропроводки автомобиля. Препарат должен обеспечить надежность защиты вне зависимости от температуры в моторном отсеке.

Будет полезно:  Стартер не крутит на горячую: причины, диагностика стартера и устранение неисправности

Дополнительным критерием выбора является длительность удержания смазки на контактирующих поверхностях.

Для защиты клемм от окисления используются материалы:

  1. Смазки твердого типа, используемые для набивки подшипников качения (например, солидол или литол). Преимуществом материалов является низкая стоимость, но компоненты смазок не проводят электрический ток. При повышении температуры в моторном отсеке в летнее время происходит разжижение вещества, которое протекает в контактные зоны. При низкой температуре смазки затвердевают и становятся хрупкими. При использовании смазок для защиты контактов аккумулятора необходимо наносить свежее вещество 2 раза в год.
  2. Вещества на силиконовой основе, по умолчанию раствор не проводит электрический ток. Существуют специальные смазки, способные пропускать электроэнергию (информация указывается на этикетке), применять такие материалы не рекомендуется из-за возникновения вредных блуждающих токов.
  3. Технический вазелин, представляющий собой смесь минеральных масел и парафина, обеспечивает защиту клемм батарей от воды и серной кислоты. Минусом материала является низкая температура плавления (не выше 60°С).
  4. Некоторые владельцы автомобилей наносят на контакты графитовую смазку, мотивируя свои действия низкой стоимостью материала и способностью вещества проводить электрический ток. Смазка имеет повышенное удельное сопротивление, при нарушении контакта между металлическими поверхностями ток начинает идти через слой смазывающего вещества, что приводит к перегреву соединения и воспламенению.

Кроме стандартных смазок, для защиты контактных узлов применяются специальные вещества:

  1. Жидкие препараты, основанные на вазелиновом масле (производятся компаниями Hi-Gear, Permatex и рядом других). Чтобы не окислялась поверхность клемм, необходимо обеспечить равномерное покрытие поверхности защитным веществом. В состав препаратов входят реагенты, вытесняющие водные растворы с поверхности контактов. Полученный защитный слой имеет небольшую толщину и легко повреждается посторонними предметами (например, при обслуживании агрегатов в моторном отсеке).
  2. Специальная смазка для клемм батарей, имеющая густую консистенцию. Подобные реагенты производятся заводами компаний Liqui Moly и Gunk, вещества имеют в составе краситель для визуального контроля качества покрытия. В основе защитного материала лежит масляная основа, устойчивая к воздействию воды и шампуней, используемых для мойки автомобилей и моторного отсека. Компоненты смазки сохраняют работоспособность при нагреве материала до температуры 1100°С.
  3. Смазки на медной основе, обладающие электропроводностью и расширенным диапазоном рабочих температур (-40°С… +1000°С). Подобный материал в аэрозольном баллоне выпускается компанией Berner, в состав препарата введен краситель красного цвета.
  4. Материалы на восковой основе, отличающиеся повышенной герметизацией защищаемых поверхностей. Для пробоя требуется подвести высокое напряжение (которое аккумулятором не обеспечивается), вещество не проводит электричество и обладает повышенной адгезией. Примером смазки является продукция Batterie Pol Schutz, выпускающаяся компанией Presto. Вещество имеет голубой цвет, производитель гарантирует сохранение работоспособности вещества при температурах -40°С….+130°С.

Распылять или мазать

Методика нанесения защитного состава зависит от типа вещества и рекомендаций производителя.

Распыленные жидкие растворы обеспечивают предварительное вытеснение воды, затем на поверхность наносится густое вещество. Конечный выбор вида защитного препарата для АКБ остается за владельцем автомобиля и сервисной станцией, выполняющей техническое обслуживание.

Где смазывать, снаружи или внутри

Смазка должна защитить клеммы аккумулятора от окисления, одновременно сохраняя передачу тока через контактные поверхности. Часть продукции на медной основе наносится на штыри перед подключением батареи к бортовой сети автомобиля.

Рекомендуется предварительно очищать поверхность механическим способом, устанавливать клеммные колодки проводов, а затем обрабатывать поверхности защитной смазкой. В состав некоторых защитных препаратов входят диэлектрики, попадание вещества между контактными поверхностями ухудшает проводимость электрического тока.

Можно ли чистить наждачкой

Вместо смазки для клемм аккумулятора допускается удаление окислов при помощи наждачной бумаги. Материал с размером зерна 600-800 сворачивается трубкой, очистка производится вращательными движениями.

У автомобилистов со стажем встречаются специальные металлические ершики производства СССР, предназначенные как для очистки штырей, так и для обработки внутренней поверхности клемм электропроводки.

Механическую очистку рекомендуется проводить перед нанесением смазки для клемм АКБ. Поскольку в порах свинцовых деталей остаются следы серной кислоты, то проводится протирка поверхностей раствором пищевой соды (1 ст. л. на 200 мл воды).

При контакте с кислотой начинается выделение газов, в этом случае рекомендуется выяснить причину выброса электролита из банок. Необходимо проверить состояние аккумулятора и регулятора напряжения на генераторе.

Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать

Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.

Ч то и говорить, мы всесторонне изучили тему. Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

Что ещё?

Напоследок – несколько советов, которые ещё немного облегчат жизнь вам и вашей аккумуляторной батарее. Некоторых из них мы так или иначе касались, но теперь резюмируем.

  • Перед смазыванием клемм АКБ необходимо очистить и их, и полюсные выводы самой батареи. Это нужно делать либо ветошью (если имеет место быть только грязь, без окислов), либо самой мелкой наждачной бумагой, либо специальными приспособлениями – в продаже есть «ёршики», как внешние, так и внутренние, для очистки и клемм, и полюсных выводов. При использовании «ёршиков» операция занимает считанные секунды.
  • После надевания на выводы АКБ клеммы нуждаются в плотной затяжке – контакт хорош только в том случае, если это контакт металла по металлу! Клеммы не должны болтаться – это дополнительные, совершенно не нужные вам шансы для попадания в место контакта грязи и окислов.
  • Некоторые дедовские методы до сих пор работают! В специализированных магазинах, торгующих и обслуживающих АКБ, спрашивайте защитные войлочные кольца – такие «шайбы», пропитанные маслом, надеваются на полюсные выводы, под клеммы. Они защищают самые ответственные места вокруг полюсных выводов – именно там из АКБ может испаряться кислота и оседать в виде окислов на металле. Согласитесь, перспектива невозможности снятия севшего аккумулятора из-за намертво «прикисших» клемм вам совершенно ни к чему.

Чем смазать клеммы аккумулятора для борьбы с окислением

Расположенные на крышке аккумуляторной батареи свинцовые клеммные штыри подвергаются воздействию внешних факторов, что приводит к формированию на поверхности налета посторонних веществ.

При длительном воздействии окислы разрушают поверхность контактов, выводя аккумулятор из строя. Для защиты поверхности используются специальные смазки жидкого или консистентного типа, которые наносятся после подключения источника питания к бортовой сети.

Окисляются ли клеммы современных аккумуляторов

Для изготовления контактных штырей современных автомобильных аккумуляторов используются свинцовые сплавы. Детали проходят дополнительную механическую обработку, позволяющую снизить количество раковин на поверхности.

Использование уплотнителей и снижение выбросов паров топлива и моторного масла в подкапотное пространство дополнительно сократило коррозию контактов. Но окислы на поверхности штырей и контактных клемм образуются от постоянного контакта с кислородом, входящим в состав атмосферного воздуха. Даже при использовании специального защитного покрытия молекулы кислорода вступают во взаимодействие с металлом контактных пластин, образуя слой окислов.

Зачем смазывать клеммы

Цветные металлы подвержены образованию пленок, состоящих из оксидов. Например, если зачистить свинцовую пластинку до металлического блеска, а затем оставить деталь на открытом воздухе, то на поверхности образуется темная пленка. Сформировавшийся слой окислов препятствует дальнейшему распаду материала, но ухудшает электропроводность.

Вторым источником налета на контактных пластинах аккумуляторов является серная кислота, входящая в состав электролита. В конструкции батарей предусмотрены вентиляционные каналы, через которые пары кислоты выбрасываются на внешнюю сторону корпуса.

В части источников питания применяются пробки и крышки с лабиринтными каналами, обеспечивающими конденсацию паров и сток жидкого электролита обратно в банки. Попавший на свинцовые контакты электролит образует рыхлый налет белого цвета, который разрушает материал и ухудшает электропроводность.

При эксплуатации автомобиля в зимнее время на свинцовые элементы оказывают негативное воздействие соли натрия и калия, входящие в состав противогололедных реагентов. Вещества смешиваются с грязью, маслом и электролитом, а затем формируют плотную корку на поверхности контактов аккумулятора.

Нанесение смазок или специальных веществ на заранее очищенные клеммы позволяет:

  • снизить риск образования налета;
  • обеспечить защиту элементов конструкции от коррозии и дальнейшего разрушения;
  • сохранить проводимость электрического тока через контактный узел.

К чему приводят окисные пленки

Сформировавшаяся оксидная пленка не обеспечивает требуемую конструкцией автомобиля площадь контакта, что не позволяет подавать к стартеру ток требуемой величины. Например, при пуске холодного мотора на легковой машине ток достигает значений более 200 А. Если контактная зона окислилась, то силы пропускаемого тока не хватит для прокручивания коленчатого вала двигателя.

Дополнительной проблемой при окислении клемм является локальный перегрев контактных площадок в момент пуска. Проходящий ток большой силы прогревает зону до температуры плавления свинцовых сплавов, что приводит к разрушению аккумулятора и электропроводки автомобиля.

В результате источник тока теряет емкость, при глубоком разряде начинается деградация активной массы и пластин, приводящая к необратимым повреждениям аккумулятора.

Что делает смазка

Защитная смазка обладает следующими характеристиками:

  1. Кислотоустойчивая основа материала останавливает окислительные процессы и не допускает появления новых очагов разрушения поверхности контакта.
  2. Герметичный слой снижает риск начала химической реакции с участием кислорода воздуха. Следует учитывать, что полная герметизация клеммы не обеспечивается, окислительные процессы продолжаются.
  3. Для смазки клемм рекомендуется использовать диэлектрический материал, исключающий формирование блуждающих токов, отрицательно влияющих на работу аккумулятора.
  4. Вязкость вещества определяет долговечность эксплуатации защитного покрытия. При нагреве происходит размягчение материала, дополненное термическим разложением молекул, приводящее к необходимости замены смазки.
  5. Температурный диапазон эксплуатации, от значения параметра зависти надежность работы защитного покрытия в зимний и летний период. Рекомендуется сохранение вязкого состояния смазки во всем температурном диапазоне (для улучшения адгезии).

Чем смазывать клеммы АКБ

У владельца автомобиля возникает вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора и обеспечить защиту разъемов силовых проводов электропроводки автомобиля. Препарат должен обеспечить надежность защиты вне зависимости от температуры в моторном отсеке.

Дополнительным критерием выбора является длительность удержания смазки на контактирующих поверхностях.

Для защиты клемм от окисления используются материалы:

  1. Смазки твердого типа, используемые для набивки подшипников качения (например, солидол или литол). Преимуществом материалов является низкая стоимость, но компоненты смазок не проводят электрический ток. При повышении температуры в моторном отсеке в летнее время происходит разжижение вещества, которое протекает в контактные зоны. При низкой температуре смазки затвердевают и становятся хрупкими. При использовании смазок для защиты контактов аккумулятора необходимо наносить свежее вещество 2 раза в год.
  2. Вещества на силиконовой основе, по умолчанию раствор не проводит электрический ток. Существуют специальные смазки, способные пропускать электроэнергию (информация указывается на этикетке), применять такие материалы не рекомендуется из-за возникновения вредных блуждающих токов.
  3. Технический вазелин, представляющий собой смесь минеральных масел и парафина, обеспечивает защиту клемм батарей от воды и серной кислоты. Минусом материала является низкая температура плавления (не выше 60°С).
  4. Некоторые владельцы автомобилей наносят на контакты графитовую смазку, мотивируя свои действия низкой стоимостью материала и способностью вещества проводить электрический ток. Смазка имеет повышенное удельное сопротивление, при нарушении контакта между металлическими поверхностями ток начинает идти через слой смазывающего вещества, что приводит к перегреву соединения и воспламенению.

Кроме стандартных смазок, для защиты контактных узлов применяются специальные вещества:

  1. Жидкие препараты, основанные на вазелиновом масле (производятся компаниями Hi-Gear, Permatex и рядом других). Чтобы не окислялась поверхность клемм, необходимо обеспечить равномерное покрытие поверхности защитным веществом. В состав препаратов входят реагенты, вытесняющие водные растворы с поверхности контактов. Полученный защитный слой имеет небольшую толщину и легко повреждается посторонними предметами (например, при обслуживании агрегатов в моторном отсеке).
  2. Специальная смазка для клемм батарей, имеющая густую консистенцию. Подобные реагенты производятся заводами компаний Liqui Moly и Gunk, вещества имеют в составе краситель для визуального контроля качества покрытия. В основе защитного материала лежит масляная основа, устойчивая к воздействию воды и шампуней, используемых для мойки автомобилей и моторного отсека. Компоненты смазки сохраняют работоспособность при нагреве материала до температуры 1100°С.
  3. Смазки на медной основе, обладающие электропроводностью и расширенным диапазоном рабочих температур (-40°С… +1000°С). Подобный материал в аэрозольном баллоне выпускается компанией Berner, в состав препарата введен краситель красного цвета.
  4. Материалы на восковой основе, отличающиеся повышенной герметизацией защищаемых поверхностей. Для пробоя требуется подвести высокое напряжение (которое аккумулятором не обеспечивается), вещество не проводит электричество и обладает повышенной адгезией. Примером смазки является продукция Batterie Pol Schutz, выпускающаяся компанией Presto. Вещество имеет голубой цвет, производитель гарантирует сохранение работоспособности вещества при температурах -40°С….+130°С.

Распылять или мазать

Методика нанесения защитного состава зависит от типа вещества и рекомендаций производителя.

Распыленные жидкие растворы обеспечивают предварительное вытеснение воды, затем на поверхность наносится густое вещество. Конечный выбор вида защитного препарата для АКБ остается за владельцем автомобиля и сервисной станцией, выполняющей техническое обслуживание.

Где смазывать, снаружи или внутри

Смазка должна защитить клеммы аккумулятора от окисления, одновременно сохраняя передачу тока через контактные поверхности. Часть продукции на медной основе наносится на штыри перед подключением батареи к бортовой сети автомобиля.

Рекомендуется предварительно очищать поверхность механическим способом, устанавливать клеммные колодки проводов, а затем обрабатывать поверхности защитной смазкой. В состав некоторых защитных препаратов входят диэлектрики, попадание вещества между контактными поверхностями ухудшает проводимость электрического тока.

Можно ли чистить наждачкой

Вместо смазки для клемм аккумулятора допускается удаление окислов при помощи наждачной бумаги. Материал с размером зерна 600-800 сворачивается трубкой, очистка производится вращательными движениями.

У автомобилистов со стажем встречаются специальные металлические ершики производства СССР, предназначенные как для очистки штырей, так и для обработки внутренней поверхности клемм электропроводки.

Механическую очистку рекомендуется проводить перед нанесением смазки для клемм АКБ. Поскольку в порах свинцовых деталей остаются следы серной кислоты, то проводится протирка поверхностей раствором пищевой соды (1 ст. л. на 200 мл воды).

При контакте с кислотой начинается выделение газов, в этом случае рекомендуется выяснить причину выброса электролита из банок. Необходимо проверить состояние аккумулятора и регулятора напряжения на генераторе.

Есть контакт: надо ли смазывать клеммы аккумулятора, и чем это делать

Зима – традиционное время, когда и мы, и наши читатели обращаемся к вопросам зарядки АКБ. Мы уже не раз затрагивали эту тему и, казалось бы, раскрыли её полностью. Ан нет, вопросы периодически возникают! Иногда – довольно неожиданные.

Ч то и говорить, мы всесторонне изучили тему. Мы рассказывали, как определить, что АКБ пора менять, а если батарея ещё в порядке, то как продлить ей жизнь; мы за 10 минут оживляли севшую АКБ, а также разбирались в том, как «прикуривать» автомобиль с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

Что ещё?

Напоследок – несколько советов, которые ещё немного облегчат жизнь вам и вашей аккумуляторной батарее. Некоторых из них мы так или иначе касались, но теперь резюмируем.

  • Перед смазыванием клемм АКБ необходимо очистить и их, и полюсные выводы самой батареи. Это нужно делать либо ветошью (если имеет место быть только грязь, без окислов), либо самой мелкой наждачной бумагой, либо специальными приспособлениями – в продаже есть «ёршики», как внешние, так и внутренние, для очистки и клемм, и полюсных выводов. При использовании «ёршиков» операция занимает считанные секунды.
  • После надевания на выводы АКБ клеммы нуждаются в плотной затяжке – контакт хорош только в том случае, если это контакт металла по металлу! Клеммы не должны болтаться – это дополнительные, совершенно не нужные вам шансы для попадания в место контакта грязи и окислов.
  • Некоторые дедовские методы до сих пор работают! В специализированных магазинах, торгующих и обслуживающих АКБ, спрашивайте защитные войлочные кольца – такие «шайбы», пропитанные маслом, надеваются на полюсные выводы, под клеммы. Они защищают самые ответственные места вокруг полюсных выводов – именно там из АКБ может испаряться кислота и оседать в виде окислов на металле. Согласитесь, перспектива невозможности снятия севшего аккумулятора из-за намертво «прикисших» клемм вам совершенно ни к чему.

Источники:

http://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/chem-smazat-klemmy-akkumulyatora-dlya-borby-s-okisleniem

http://www.kolesa.ru/article/est-kontakt-nado-li-smazyvat-klemmy-akkumulyatora-i-chem-eto-delat

http://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/chem-smazat-klemmy-akkumulyatora-dlya-borby-s-okisleniem

http://www.kolesa.ru/article/est-kontakt-nado-li-smazyvat-klemmy-akkumulyatora-i-chem-eto-delat

http://carpedia.club/Sniatie-i-razborka-modulia-toplivnogo-nasosa-Daewoo-Nexia-N150

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector