Масло для коробки передач: функции, особенности, замена

Трансмиссионное масло: коробка передач автомат и механика

Как известно, моторное масло играет важнейшую роль и напрямую влияет на работоспособность, ресурс и состояние ДВС. Другими словами, каждый водитель знает, что масло в двигателе нужно менять. При этом замена производится регулярно, также нужно использовать только высококачественные рекомендуемые оригинальные масла или проверенные аналоги.

В этой статье мы поговорим о том, какую роль играет масло в КПП разных типов, почему его нужно менять, когда лучше делать замену, а также какое масло в коробку передач оптимально использовать в том или ином случае.

Для чего используется масло в КПП и его основные функции

Итак, не трудно догадаться, что коробка также работает под нагрузками. Это значит, что сопряженные детали и поверхности нуждаются в качественной и эффективной смазке. Получается, основной задачей масла в КПП является защита от сухого трения.

Что касается МКПП, масло в такой трансмиссии не испытывает сильного нагрева по сравнению с двигателем, нагрузки на большинство деталей также не слишком сильные. По этой причине часть элементов находится в масляной ванне, к другим смазочный материал обычно подается методом разбрызгивания.

При этом важно понимать, что в АКПП, в отличие от «механики», роль масла куда более значительная. Прежде всего, в коробках автомат используется специальная трансмиссионная жидкость ATF, которая заметно отличается по свойствам от масел для механических коробок передач.

Также за счет масла осуществляется управление работой АКПП, так как жидкость подается под давлением по каналам гидроблока на исполнительные устройства, благодаря чему осуществляется автоматическое переключение передач.

Виды, свойства и особенности масла для КПП

Итак, разобравшись с назначением, рассмотрим само трансмиссионное масло. Как и в случае с моторными маслами, такая жидкость для трансмиссии представляет собой базовую основу, в которую добавляется пакет специальных присадок.

Основной задачей добавок является стабилизация вязкости с учетом различных температур, формирование прочной масляной пленки на деталях для их защиты, моющие свойства, сниженное пенообразование и т.д.

При этом масла для КПП отличаются от моторных, то есть нельзя использовать масло для двигателя в коробке передач. Что касается базовой основы масла, трансмиссионная жидкость может быть минеральной, синтетической или полусинтетической.

  • Как правило, синтетическая основа получается искусственным путем (синтез), отличается улучшенными характеристиками в плане вязкости, а также имеет увеличенный срок службы (не так быстро окисляется и стареет).
  • Минеральное масло для КПП является «натуральным» нефтепродуктом. Основным его преимуществом является доступная стоимость, особенно на фоне дорогой синтетики. Также такое масло способно сформировать плотную и надежную пленку на деталях и поверхностях.

Однако главным минусом минеральных масел для коробки передач является заметное изменение характеристик вязкости в холодное время года и склонность к быстрой потере полезных свойств (небольшой срок службы).

Минеральная основа густеет на морозе, что ухудшает текучесть, снижается прокачиваемость и т.д. Также такую смазку нужно чаще менять. На деле это может оказывать прямое воздействие на ресурс и качество работы КПП до полного прогрева агрегата (повышается износ, затруднены переключения передач, коробка работает шумно «на холодную» и т.д.).

  • Полусинтетическая основа представляет собой масло, которое является средним вариантом по основным показателям (в сравнении с минеральным и синтетическим). Простыми словами, полусинтетика позволяет избавиться от многих недостатков минералки, однако стоит при этом дешевле синтетических смазок. Срок службы таких продуктов на 25-30 % больше, чем у минеральной основы.

Еще смазочные жидкости для КПП отличаются с учетом типа коробки передач (механика, автомат, робот, вариатор). Если просто, условно их можно разделить на масла для МКПП (MTF) и АКПП (ATF).

Масло для механики рассчитано на работу именно в агрегатах подобного типа, эффективно смазывает и защищает зубчатые передачи, пары трения, увеличивает срок службы подшипников МКПП и т.д. При этом учитывается способ доставки смазки (масляная ванна и разбрызгивание), так как принудительная подача под давлением на механике встречается редко.

Масло для АКПП отличается тем, что к такой жидкости изначально выдвигаются более высокие требования по сравнению со смазками для МКПП. Как уже было сказано выше, ATF является специальной гидравлической жидкостью для плавной работы фрикционов, улучшенного отвода тепла и т.д.

Как правило, АТФ имеют более высокий индекс вязкости, в них добавляется специальные присадки, предотвращающие вспенивание. Также ATF менее агрессивна к сальникам и уплотнениям, отличается повышенной стойкостью к окислению.

Что касается масла в АКПП, в такую коробку нельзя заливать никаких других масел, кроме рекомендуемых самим заводом-изготовителем автомобиля или коробки передач. Более того, зачастую нельзя использовать даже жидкости ATF, которые не имеют соответствующих допусков.

Классификация трансмиссионных масел масла по вязкости

Как и в случае с моторными маслами, масла для КПП классифицируют по степени вязкости SAE и API. Классификация API для масла КПП предполагает деление всех масел на 7 различных групп. Сегодня наиболее часто используются масла GL-4 и GL-5.

Классификация по SAE позволяет разделить все масла на три группы. Если просто, речь идет о зимнем, летнем и всесезонном масле для коробки передач. Как правило, сегодня большинство масел являются универсальными, то есть подходят для круглогодичного использования.

Когда менять масло в коробке передач

Начнем с того, что в мануалах ко многим современным авто может быть указано, что коробка необслуживаемая, то есть масло в ней залито на весь срок службы автомобиля. На практике можно утверждать, что это всего лишь маркетинговый ход.

Другими словами, если необходимо увеличит срок службы агрегата больше 3-4 лет (150 тыс. км), тогда масло в обязательном порядке нужно менять. В случае с механикой, полная замена рекомендуется каждые 60-70 тыс. км. пробега. Если же речь идет об автомате, особенно если это гидромеханическая АКПП или вариатор, тогда масло оптимально полностью менять каждые 40 тыс. км.

При этом не стоит ждать появления первых признаков проблем с маслом (например, автомат коробка начинает пинаться, толкаться, дергаться или же масло сильно чернеет, мутнеет, загрязнено, пахнет горелым, в КПП появился шум, вой и т.д.). Лучше менять трансмиссионную жидкость по регламенту, а не только в случае острой необходимости.

Что в итоге

Как видно, масла для механики и автомата заметно отличаются друг от друга. Также подобные продукты в рамках своей группы (АTF или MTF) могут иметь разную вязкость, базовую основу, пакеты присадок, свойства и т.д.

Параллельно требуется регулярно контролировать уровень и состояние масла в КПП, избегать смешивания разных масел в случае необходимости долива, регулярно выполнять обслуживание КПП. Такой подходя зачастую позволяет увеличить ресурс агрегата и добиться качественной работы коробки передач на протяжении всего срока службы.

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

Как выбрать наиболее подходящее масло в коробку передач: синтетика, полусинтетика или минеральное масло в КПП, вязкость, GL-4 или GL-5. Полезные советы.

Как заменить трансмиссионное масло в коробке передач: замена масла в МКПП и АКПП. Когда менять масло в коробке на автомате и механике. Полезные советы.

Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.

Как поменять масло в роботизированной коробке: когда нужна замена, какое масло выбрать, сколько масла нужно в коробку робот. Процесс замены масла в РКПП.

Моторное масло вместо трансмиссионного: можно или нельзя залить масло для двигателя в коробку передач. Отличие масел для ДВС от масла для КПП, рекомендации.

Замена трансмиссионого масла

Одна из важнейших составляющих силового узла автомобиля – коробка передач. Передача сгенерированного крутящего момента от двигателя до колес происходит при помощи множества шестерней между сцеплением и ступицами ведущих колес. Чтобы избежать деформации деталей и обеспечить стабильную работу КПП, необходимо следить за качеством смазочных материалов.

Что такое трансмиссионное масло, его роль в коробке передач

Трансмиссионное масло помогает избежать быстрого износа деталей, которые подвергаются излишнему трению. Чаще всего подобные масла предназначены для ведущих мостов и механической КПП.

Трансмиссионная жидкость отличается от других смазывающих материалов тем, что создает на деталях коробки передач устойчивую пленку, которая выдерживает сильные нагрузки и отводит лишнее тепло и шум от зубчатых деталей.

Однако трансмиссионное масло используется не во всех случаях. Производители легковых переднеприводных автомобилей, у которых КПП совмещена с главной передачей настоятельно рекомендуют использовать моторное масло.

Причины для замены масла в КПП

Трансмиссионное масло содержит в себе несколько типов присадок и основу. Во время эксплуатации со временем масло теряет физические свойства и не способно защитить составляющие трансмиссии.

Температура трансмиссионного масла во время работы двигателя достигает 150°С.

В условиях частых поездок и экстремальной езды, старое масло пенится и плохо передает крутящий момент. Присадки не выдерживают механической нагрузки и не защищают трансмиссию. Нагар оседает на подшипниках и шайбах, ухудшая скорость переключения передач.

Будет полезно:  Датчик температуры Лада Гранта: где находится и как работает, признаки выхода из строя и способы поиска причины, инструкция по замене и эксплуатации

Во время движения, КПП со старым маслом гудит, а через некоторое время такой езды зубья шестерней начинают разрушаться. В результате: передачи не четко переключаются, самостоятельно выключаются, возникает задир главной передачи и шестеренок дифференциала.

Особую опасность старое масло представляет зимой. Поскольку при низкой температуре после зажигания двигателя масло густое, то коробка передач работает «на сухую». В случае качественного масла, после предыдущего запуска на шестернях остается маслянистая пленка, свойств которой хватит, пока масло проциркулирует по системе гидравлики. Отработанное масло попросту теряет смазывающие свойства и после завершения работы уходит в поддон, не оставляя пленки для последующей работы.

В АКПП несвоевременная смена масла чревата течью первичного вала сальника. Если она останется незамеченной – КПП заклинит.

Масло теряет свои свойства при разных условиях: перепады температур окружающей среды, извилистое горное дорожное покрытие, экстремальный стиль вождения. В среднем, производить замену масла нужно каждые 40–50 тысяч километров пробега, в условиях экстремального вождения через 15–30 тысяч км.

Автомобильные производители могут не указывать, когда необходимо менять масло и давать полную гарантию на его работоспособность. Однако необходимо учитывать, что в Европе ТС эксплуатируют 3–5 лет, в Японии 100 тыс. км. За это время масло при правильном использовании не успеет прийти в негодность и не нуждается в замене. В России, в свою очередь, автомобили используют до нескольких десятков лет и важно понимать необходимость замены масла в КПП после окончания гарантии.

Типы трансмиссионных масел

Существует три основных типа гидравлической жидкости:

В целом, относительно шестерней и КПП нет существенной разницы между минеральной и синтетической основой. Минеральное масло послужило базой создания синтетики, в связи с потребностью использования добавок и дополнений. В результате синтетическое масло служит дольше, чем минеральное. В составе присадок против задиров входят молекулы серы, которые в условиях повышенной нагрузки, вступают в реакции и образуют модификации металла.

Полусинтетика используется для усиленных передаточных механизмов и в структурах, где требуются ЕР-характеристики.

Как меняется трансмиссионное масло

Лучше всего проводить замену масла на подъемнике или смотровой яме. В случае если нет ни того, ни другого – можно обойтись домкратами. Среди инструментов обязательно заранее нужно подготовить шприц и несколько емкостей для использованной жидкости.

Начинать замену масла нужно с небольшого заезда на 10–15 км. Так масло прогреется и пройдет по всей гидравлической системе, чтобы обладать нужной текучестью. После заезда машину лучше оставить на 15 минут. Чтобы не терять время, можно сразу установить автомобиль на подъемник или домкраты.

Следует открутить крышку маслоналивной горловины. Целесообразнее будет сразу проверить все уплотнители и прокладки, и при их непригодности для дальнейшего использования сразу поменять. После проверки необходимо осторожно открыть пробку слива и дать жидкости полностью стечь.

После изъятия отработанного смазочного материала отверстие закрывают. Поскольку заливное отверстие довольно маленькое, то новое трансмиссионное масло наливают при помощи шприца до уровня нижней кромки.

Технология замены масла в автоматической трансмиссии

Чтобы сменить смазочную жидкость в АКПП понадобится тот же набор материалов, что и для механики. После установки автомобиля на подъемник, от штуцера радиатора отделяют сливной шланг и погружают в емкость объемом 6–7 литров.

Автомобиль заводят на нейтральной передаче и дают поработать около минуты, чтобы свободно слить рабочую смазку. Далее двигатель глушат и убирают остаток масла через сливное отверстие.

Закрыв пробку, шприцем вливают 5–6 литров нового масла через верхнее отверстие на картере. Еще два литра жидкости вводят через наливной шланг. Процедуру повторяют, пока через шланг не выйдет половина залитого масла. Технологию нужно повторять, пока суммарно не выйдет от 6 до 8 литров материала, точная цифра зависит от модели авто. Категорически запрещено заливать больше или меньше масла, чем в руководстве по эксплуатации.

Как поменять масло в вариаторе

Отдельным видом АКПП являются вариаторы (CVT). Технология замены масла схожа с технологией для АКПП, несмотря на функциональные отличия.

Менять масло в вариаторе необходимо каждые 50–60 тысяч км, при условии агрессивного стиля вождения – каждые 30 тысяч км. Пренебрегать заменой категорически нельзя, поскольку CVT работают в ужесточенном температурном режиме. Это приводит к ускоренному распаду присадок и увеличению нагрузки на ремень вариатора.

Перед тем как приступить к самостоятельной замене трансмиссионного масла лучше посоветоваться со специалистом или просмотреть несколько обучающих видео:

Чтобы продлить жизнь своего автомобиля необходимо уделить немало времени на его обслуживание. Замена трансмиссионного масла – неотъемлемая часть автосервиса. Плавный ход, отсутствие лишнего шума и надежная работа коробки передач зависит от качества масла. Своевременная замена смазочного материала – ключ к комфортной езде.

Нужно ли менять масло в механической коробке передач?

Необходимость замены масла в МКПП — одна из самых спорных тем для обсуждения среди автолюбителей. Существует несколько диаметрально противоположных мнений по поводу того, когда менять масло в механической коробке передач и как правильно это нужно делать. Чтобы принять верное решение, необходимо разобраться, какую функцию выполняет этот смазочный материал, и как влияет его замена на работоспособность и срок службы трансмиссии. Расскажем об этой полезной для всех водителей теме в статье.

Зачем менять масло в коробке передач?

Специалисты выделяют три основные функции масла в механической коробке передач.

  1. Смазывающая. Поскольку шестерни коробки передач постоянно сцеплены между собой, нужно средство, уменьшающее их трение. Масло делает зацеп плавным и детали изнашиваются медленнее. Масло отводит от трущихся элементов металлическую стружку, которая может действовать на металл как абразив.
  2. Защищающая. Трансмиссионное масло образует своеобразный защитный слой, предохраняющий детали от коррозии и окисления. Агрегат служит долго и безотказно.
  3. Охлаждающая. Во время движения автомобиля температура в месте сцепления шестерней достигает 250 градусов по Цельсию. Масло не нагревается выше 150 ℃, а значит ему детали отдают лишнее тепло.

Замена масла в МКПП зачастую не регламентирована производителем, однако, постоянная эксплуатация авто ведет к износу даже самых прочных частей машины, независимо от бренда. При 150-250 000 километров пробега мельчайшие частицы отслоившегося металла заполняют жидкость, таким образом, изменяются физические свойства масла, увеличивается его теплопроводность. Конструкция «механики» не предусматривает наличия специального фильтра, а значит «мусор» будет находиться в постоянном движении внутри коробки.

Результатом постоянного нагревания масла может стать образование пены внутри узла. Вспененная масляная смесь с примесью продуктов износа теряет смазочные и защитные свойства, что особенно опасно для автоматической трансмиссии. В момент критического загрязнения масла в «автомате» крутящий момент от мотора просто перестает передаваться, что лишает автомобиль возможности двигаться. Ответ на вопрос, нужно ли менять масло в коробке передач, в этом случае довольно очевиден.

Периодичность замены масла

График замены масла в МКПП можно найти в технической документации к автомобилю. К сожалению, часто производители не считают нужным писать об этом в инструкции. В этом случае следует прислушаться к советам профессионалов. Эксперты рекомендуют менять трансмиссионное масло каждые 100 000 км пробега или через 7 лет стандартного использования авто, в зависимости от того, что наступает раньше. Если Ваша машина подвергается частым нагрузкам, а условия эксплуатации оставляют желать лучшего, менять масло нужно каждые 60 000 -70 000 км. Временной интервал зависит также от типа масла и класса транспортного средства.

Типы масел и особенности их использования

Все трансмиссионные масла различаются по типу основы. Недорогие минеральные масла сегодня почти не производятся и используются в большинстве своем в автомобилях с задним приводом. Существенным «минусом» таких составов является короткий срок службы и отсутствие веществ, способствующих самоочищению.

Полусинтетические масла можно встретить в коробках передач переднеприводных автомобилей класса «эконом». При нормальных условиях эксплуатации машины масла этого типа способны оберегать детали от износа, пока авто не пройдет 50 000 – 60 000 км. Специальные присадки, входящие в состав «полусинтетики», хорошо защищают металл от разрушения в результате трения и коррозии, а приемлемая цена делает эти масла наиболее востребованными на рынке.

Самыми дорогими и качественными по праву считаются синтетические масла, способные стойко переносить сильные перепады температуры. Наибольшей популярностью «синтетика» пользуется в районах с морозными зимами и жарким летом. Высокотехнологичные присадки делают синтетические масла действительно долговечными.

Будет полезно:  Как откачать масло из двигателя: доступные способы

Обращая внимание на типы масел, владелец авто должен знать, что характеристики состава, предназначенного для МКПП, существенно отличаются от масла для автоматической трансмиссии. Заменять одно другим нельзя.

Как заменить масло в МКПП

Менять масло в коробке переключения передач рекомендуется осенью или зимой. Именно в этот период на агрегат приходится самая большая нагрузка и высока вероятность выхода его из строя. Срочная замена масла требуется также только что купленным подержанным авто, пробег которых свыше 60 000 км. Самостоятельная процедура замены рабочей жидкости в коробке передач состоит из нескольких этапов.

  1. Подогреваем масло десятиминутной ездой. Размещение автомобиля на специально оборудованной яме с фиксацией колес с помощью «башмаков»;
  2. Откручиваем пробку «маслозаливной»;
  3. Снимаем сливную пробку и сливаем масло в емкость;
  4. Заправляем агрегат новым маслом с использованием шприца до нижней границы «маслозаливной» горловины (следите, чтобы не перелить), закручиваем крышку (чаще всего нужен новый комплект крышки и уплотнительного кольца).

Если Вы не уверены в собственных силах, обратитесь за помощью к профессиональным механикам. Официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS предлагают широкий спектр услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту автомобилей любой марки и комплектации. Не пренебрегайте неполадками коробки передачи, прочих узлов и агрегатов машины, от их состояния зависит Ваша безопасность!

Замена масла в АКПП

Каждый автовладелец знает о необходимости регулярной замены моторного масла, а вот о том, как часто нужно менять и нужно ли вообще это делать, знают далеко не все, даже опытные водители. Особенно много противоречивых мнений по поводу замены масла в коробках передач, включая автоматические агрегаты.

АКПП Говоря о коробках – автоматах, агрегатируемых на современные авто, стоит отметить, что по степени своей надежности автоматические коробки передач являются чрезвычайно долговечными и надежными агрегатами. Многочисленные разговоры о том, что, в сравнении с «механикой», коробки – автоматы представляют собой ломкие и сложные в ремонте устройства, обусловлены тем, что многие автовладельцы игнорируют рекомендации по замене трансмиссионного масла. Помимо несвоевременной замены, многие водители подливают в коробку трансмиссионную жидкость, не уточняя тип жидкости, применяемой на заводе – изготовителе автомобиля.

Единого совета на тему того, какой продолжительности должны быть интервалы для смены трансмиссионного масла в АКПП, не найти. Для правильной и своевременной смены масла в коробке передач необходимо тщательно прочитать инструкцию с рекомендациями разработчиков коробки передач.

Факторы, влияющие на частоту замены масла в АКПП

Еще одним немаловажным аспектом, напрямую влияющим на то, как часто менять масло в коробке автомат, называют режим эксплуатации транспортного средства. Так, на машине, эксплуатируемой в режиме повышенных нагрузок, специалисты советуют менять трансмиссионную жидкость в полтора – два раза чаще, нежели в коробке передач машины, работающей при обычных режимах. При этом дополнительными нагрузками обычно называют:

  • частое использование автомобиля при полной загрузке;
  • регулярное буксирование других транспортных средств;
  • передвижение по дорогам с низким качеством покрытия.

Регулярное передвижение в условиях городских пробок в режиме «старт-стоп» не только разрушительно сказывается на основных узлах и агрегатах автомобиля, но и отрицательно влияет на свойства жидкости, заливаемой в коробку передач.

Немаловажное влияние на работу автоматической коробки передач оказывает стиль вождения. Резкие разгоны, а также старт с пробуксовкой серьезно нагружают автомобиль.

Таким образом, чтобы понять, как часто менять масло в коробке автомат, следует проанализировать сразу несколько факторов. Важно оценить качество дорог, по которым приходится ездить наиболее часто, уровень перепадов температур на протяжении всех времен года. Исходя из совокупности факторов, каждый владелец машины сможет определить «свой» временной интервал, через который следует уделить особое внимание АКПП. Никогда нельзя забывать, что своевременная замена трансмиссионного масла является залогом долговечной и надежной работы автоматической КПП.

Однако каким бы ни был интервал смены масла в КПП, проверять состояние смазки в коробке передач следует регулярно, это требование распространяется и на машины с нормальным режимом эксплуатации. В первую очередь, состояние смазки стоит определять по запаху и цвету. Если трансмиссионная жидкость отличается прогорклым запахом или ее цвет намного темнее, чем цвет свежезалитого масла, требуется скорейшая смена жидкости в АКПП.

Нюансы конструкций АКПП

конструкция автоматов Большинство выпускаемых на сегодняшний день автомобилей, на которые устанавливаются автоматические коробки передач, не требуют замены масла в коробках – автоматах на протяжении отведенного срока службы. Смазочная жидкость, заливаемая на заводе, не требует замены на протяжении всего срока службы коробки передач, исходя из ее расчетного рабочего ресурса. Коробки передач многих выпускаемых в настоящее время автомобилей, хотя и предусматривают наличие технологических отверстий для слива масла, не оборудуются щупами, необходимыми для проверки уровня масла в коробке.

По утверждению инженеров ведущих компаний – автопроизводителей, конструкции современных коробок передач автоматического типа, а также смазочные жидкости, применяемые для автоматических коробок передач, обладают характеристиками, позволяющими обеспечивать надежную работу механизмов переключения передач без замены масла в коробке. Применяемые на автозаводах жидкости обладают свойствами, стойкими к окислению и практически не срабатываются, даже, спустя многие десятки тысяч км пробега.

Тем не менее, не стоит считать, что, купив новый автомобиль с автоматической трансмиссией, можно забыть о необходимости менять масло в коробке автомат. Утверждение о «вечном ресурсе» современного трансмиссионного масла, заливаемого в АКПП, будет справедливо только лишь для тех машин, которые эксплуатируются в оптимальных условиях и режиме, предусмотренном заводом – изготовителем. Однако, как правило, во многих случаях, достичь оптимальных условий эксплуатации машины в реальности не удается.

Тяжелые эксплуатационные условия, повышенные нагрузки, езда на автомобиле в условиях сильных морозов оказывают резко негативное влияние на любой, даже самый современный смазочный материал. Таким образом, менять масло в АКПП нужно хотя бы по причине вредного воздействия на механизмы коробки передач мельчайшего металлического мусора, образующегося со временем, ввиду выработки внутренних элементов КПП.

Избавиться от металлической пудры и мельчайших стружек в коробке не так дорого и совсем не сложно – мусор выводится вместе с отработанным маслом, а вот вред, который такая выработка может причинить автомобилю, будет очень серьезным. Лучше сменить масло в коробке, чем через некоторое время менять всю коробку.

Особенности замены масла в коробке автомат

Учитывая отсутствие масляного щупа, слив отработанной смазывающей жидкости надо производить очень аккуратно. Ведь для вычисления необходимого количества свежей смазки потребуется знать, сколько масла было слито. Сливать отработку лучше всего в мерную емкость. Не стоит забывать и о температуре – объем холодного и горячего масла будет разным.

Главной причиной поломок коробок – автоматов называют использование неподходящего масла. Попытки автовладельца сэкономить несколько сотен рублей, заливая в коробку более дешевый «аналог», читая многочисленные советы на автомобильных форумах в глобальной сети, могут привести к серьезному ремонту и даже необходимости замены АКПП. В данном случае следует неукоснительно придерживаться рекомендаций завода – изготовителя относительно типа применяемой трансмиссионной смазки к конкретной модели автомобиля.

Выбирать масло для АКПП нужно в надежном магазине. Ввиду роста цен на импортные запчасти, расходные материалы и технические жидкости, значительно увеличилось количество подделок и среди автомобильных масел.

Масло для коробки передач

Смотрите также

Характеристики Декстрон 2 и 3 — в чем отличия

Присадки в АКПП

Неисправности гидротрансформатора АКПП

Дергания и пинки АКПП

Неисправности коробок передач

Замена автомобильного масла – основного смазочного материала, не дающего металлическим компонентам, соприкасающимся друг с другом, прийти в негодность, очень важная процедура. В статье пойдет речь о масле для КПП.

Роль масла в КПП

Разберемся для начала, почему так необходимо масло для коробки. Заглянем внутрь детали.

То, что в КПП есть шестерни, установленные на валах, которые, в свою очередь, вращаются на подшипниках и то, что шестерни соприкасаются друг с другом посредством зубьев – все это мы знаем.

Забываем же о том, что высокое давление и немалое продольное скольжение отрицательно сказывается на трансмиссионной жидкости, разрушает масляную пленку в зоне контакта трущихся деталей, приводит к заеданию металла и в итоге, разрушается все.

Важные свойства

Устранить отрицательные воздействия окружающей среды и неизбежных процессов механики призвано вязкое масло со специальными присадками. Оно способно обеспечить сохранность и малую восприимчивость масляной пленки к различным воздействиям. Полезно будет также знать, что еще на стадии производства шестерен и других деталей коробки, те покрывают фосфатом.

Что касается добавок, то трансмиссионные жидкости для коробок содержат те же вещества, что находятся в моторных смазках. Речь идет о противоизносных, вязкостно-температурных, противокоррозийных и других добавках. Только вот в трансмиссионной жидкости эти самые добавки смешивают в других пропорциях.

Будет полезно:  Как поменять масло на ниве шевроле

Кроме того, чтобы усилить масляную пленку, сделать ее прочнее, в жидкость добавляют соединения хлора, цинка, серы и фосфора – одним словом, целый букет из таблицы Менделеева. Зато образуются прочные пленки оксидов, отлично противостоящие высокому давлению и механическому воздействию.

Типы основ масла

Как и моторное масло, жидкость трансмиссионная имеет три разновидности или типа основ. Синтетическую, полусинтетическую и минеральную основы. Рассмотрим каждую из основ по отдельности, узнаем их назначение и роль.

Синтетическая основа

  • Она обладает лучшей текучестью по сравнению с минеральной. С другой стороны, при крайних изменениях рабочих температур, такие масла могут вызывать нежелательные утечки через сальники коробки передач. Особенно актуальна такая ситуация у авто с большим пробегом;
  • Есть у синтетических масел и преимущества кроме лучшей текучести. Так, густота синтетического масла меньше зависит от снижения температуры в холодное время года, что позволяет использовать их в более широком температурном диапазоне, делая из них всесезонку;

Полусинтетическая основа

  • Является неким гибридом, комбинированным вариантом, нечто средним между полной «синтетикой» и «минералкой»;
  • Это масло призвано обеспечивать улучшение ряда свойств минеральных масел, одновременно снижая высокую стоимость синтетических.

Минеральная основа

  • Считаются самыми потребляемыми, так сказать, популярными маслами, ввиду своей дешевизны;
  • Чтобы хоть как-то повысить качество минеральных масел, туда добавляется определенное количество присадок с большим содержанием серы.

Важно: помните, что ни в коем случае нельзя смешивать «синтетику» с минеральной основой или наоборот!

Различие масла по типу коробки

Кроме того, масла надо уметь отличать по их свойствам. На сегодняшний день известны два вида масел: для АКПП и для МКПП. Вот в чем их отличия.

Для МКПП

  • Масла для МКПП (или MTF) эффективно снимают механические нагрузки, смазывают пары трения, отводят тепло и частички ржавчины.

Следует знать, что все зубчатые передачи и находящиеся внутри них подшипники требуют смазывание погружением в масло и разбрызгиванием. В некоторых конструкциях (особо нагруженных или сложных механизмах) и такой смазки бывает недостаточно. Маслу в таких случаях обеспечивается принудительный подвод под давлением.

Для АКПП

  • Отличие масел для АКПП (маркируются они как ATF) в том, что к ним применимы более высокие требования, чем к смазке для МКПП. Это масло выполняет как бы роль передатчика механической энергии во всей трансмиссионной системе. Скорее, это гидравлическая жидкость, чем обычное масло;
  • Масла эти не только в состоянии смазывать зубчатые передачи, но и обеспечивают жидкую среду, а также плавную работу фрикционных механизмов, лучше отводят тепло и защищают от коррозии;
  • Они имеют более высокий индекс вязкости и лучше сопротивляются пенообразованию;
  • Смазка ATF слабее воздействует на сальники и различные эластомеры, чем масло для МКПП;
  • Такие масла должны быть очень стойки и к окислению.

Часто на форумах задают такой вопрос: можно ли использовать масло для автомата в механических коробках. В обычные МКПП заливать данное масло нельзя, так как густота его ниже, и отсутствуют необходимые антифрикционные присадки. Но, имеются некоторые модели МКПП, в которых помимо обычного трансмиссионного масла использование ATF (Automatic Transmission Fluid) также предусмотрено производителем. Например, такие коробки передач устанавливались на некоторые старые модели Мерседес. Если же говорить в целом – то делать этого не стоит.

Таблица известных масел для АКПП

Марка Описание Предназначение
Dexron 3 Масло для АКПП, соответствующее последним требованиям ведущих производителей Для автомобилей с коробками Степ-троник, Тип-троник, АКПП и так далее
Евромакс ATF Специальная жидкость для АКПП иномарок очень высокого стандарта качества Коробки Форд Меркон, Крайслер, Мицубиси Диамонд, Ниссан, Тойота и т.д
Мобил Делвак ATF Масло для АКПП, исключительно хорошо работающее при минусовых температурах Грузовики с АКПП, автобусы, легковые автомобили и т.д
Тойота ATF Масло со специальными добавками, защищающими от коррозии и чрезмерного износа Коробки автомобилей Тойота и Лексус
Хонда ATF Масло с использованием специальных ингредиентов, защищающих сальники и уплотнительные кольца Коробки АКПП всех моделей Хонда

Классификация масла по степени вязкости

С основой разобрались, теперь переходим к одной из самых важных характеристик – особенностям конкретного масла и классификации по степени вязкости SAE и API.

Классификация API подразумевает разделение всех известных трансмиссионных масел на 7 групп, самыми распространенными из которых являются GL-4 (умеренные нагрузки) и GL-5 (жесткие, экстремальные нагрузки).

Классификация SAE (подробно об этой классификации можно прочитать в других статьях нашего сайта) условно делит масла на 3 группы: зимние/летние/всесезонка.

Ниже мы видим таблицу, в которой приведены самые популярные трансмиссионные масла и значится их вязкость, а также различные важные свойства.

Марка масла SAE Особенности API
Мобил 1 SHC 75W/90 Универсальное СНТ* всесезонка (предназначение – МКПП, гипоидные и другие передачи) GL4
Лукойл ТМ-5 75W/90 Разработано специально для МКПП с любыми типами зубчатых передач – ПСНТ** GL5
Кастрол Сантранс Трансаксл 75W/90 Полностью СНТ (предназначение – МКПП, раздатка, КПП в блоке с главными передачами) GL4
Мобил GX 80W Предназначение – комбинированные КПП/передний привод GL4
Лукойл ТМ-5 85W/90 Разработано для МКПП/АКПП, раздатки, рулевого управления — ПСНТ GL5
Тойота 75W/90 Оригинальное масло СНТ (предназначение МКПП, гипоидные передачи редуктора заднего моста, рулевой колонки) GL4/GL5

Рекомендуемые трансмиссионные жидкости для некоторых моделей отечественных и зарубежных авто.

Марка/модель авто Рекомендуемое масло API
ВАЗ (классика) 75W/90 СНТ или ПСНТ (Зик, Лукойл, Кастрол) GL4/5
Лада Приора/Калина 75W/90 или 80W/85 (Лукойл ТМ-4/ТМ-5, Шелл Трансаксл) GL4
Форд Фокус 2 75W/90 или 80W/90 ПСНТ (Форд Сервис или другие рекомендованные); для АКПП – Меркон V Форд GL-4/5
Хендаи 75W/90 (Hyundai Kia MTF, Кастрол Универсал); для АКПП – (Hyundai Kia ATF, Диамонд ATF SP-3 или SK ATF SP-3) GL-4
Киа 75W/90 СНТ (Hyundai Kia MTF, Mobil 1); для АКПП (Hyundai Kia ATF) GL4

Замена масла в коробке передач

Масло для КПП не во всех марках авто подлежит замене. Известны некоторые дорогостоящие модели машин, в которых замена не предусматривается самим производителем. Как правило, это автомобили с новым типом АКПП, где жидкость залита на весь срок службы (совпадающий со сроком службы самого авто). В таких КПП даже не имеется щупа, чтобы проверить уровень.

Вот, к примеру, модели авто, в которых замена не предусматривается:

  • На немецких автомобилях, уже после 90-х годов выпуска, ставятся коробки без щупа;
  • Акура RL с АКПП типа MJBA;
  • Шевроле Юкон с АКПП типа 6L80;
  • Форд Мондео с АКПП FMX;
  • Хонда CR-V последних годов выпуска и многие другие

Но все это, как бы поверхностно и на практике дела обстоят немного иначе. Может потребоваться замена, если обнаружилась проблема в коробке. В любом случае нужна будет диагностика (с определением уровня по сканеру и графику) и заменой лучше, чтобы занялись специалисты.

Оставим в покое дорогостоящие модели авто и перейдем к обычным. В коробках этих машин рекомендуется проводить замену через каждые 80 тыс. км пробега, что примерно составляет 2 года. Но и здесь не все сходится. Опять же, все это относится к классическому, так сказать сценарию, подразумевая, что автомобиль редко попадает в городские пробки, климат страны, где проживает водитель умеренный, а качество дорог не вызывает сомнений (как в Германии, например). У нас в стране, где условия вождения чуть ли не экстремальные, проводить замену актуально не через каждые 80 тыс. км и даже не через 40 тыс. км пробега, а через каждые 25 тыс. И это не громкие слова, а реалии нашей жизни. Тем самым, мы позаботимся о коробке и не дадим ей выйти из строя раньше времени.

Есть и другой вариант. Смазку можно осмотреть визуально и определить ее состояние. Так, если заметно, что жидкость изменила цвет на более темный или приобрела запах горелого, ждать плановой замены уже глупо. Срочно обращайтесь в сервис, где сначала проведут диагностику, а потом заменят масло.

Заключение

Сегодня примерная стоимость масел для АКПП составляет 250-1000 рублей за литр. Самым дорогим считается французское масло Мотул ATF, а одним из дешевых – американское Шеврон ATF. Масла для МКПП начинаются от 100 рублей за литр.

Время не стоит на месте. Появляются новые сорта масел, становятся доступными импортные фирменные продукты, изменяются рекомендации. Автомобилисту надо быть в курсе последних событий, как и специалисту в любой другой области. Периодически проверяйте качество масла, проводите диагностику и состояние коробки.

Источники:

http://pricurivatel.ru/zamena-transmisionogo-masla.html

http://favorit-motors.ru/articles/obsluzhivanie-i-remont/nuzhno-li-menyat-maslo-v-mkpp/

http://mashinapro.ru/1321-kak_chasto_menyat_maslo_v_korobke_avtomat.html

http://etlib.ru/blog/248-maslo-dlya-korobki-peredach

http://vibormasla.ru/transmission/kak-menyat-maslo-v-akpp-volkswagen-tiguan

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector