Предохранители Скания 4: где находятся и признаки их неисправности, рекомендации по поиску проблем и пошаговая инструкция по замене деталей своими руками

Методы поиска неисправностей в электронных схемах

Чаще всего люди интересуются электроникой чтобы уметь починить какой-либо прибор. Самостоятельной разработкой занимается лишь малая часть любителей. Теоретические знания хоть и дают общее понимания принципа работы компонентов, но для ремонта гораздо важнее знать методы их проверки. Мы расскажем, как найти неисправность в электронной схеме своими руками, глазами и простым инструментом.

Основные способы поиска неполадки

Прежде чем провести ремонт важно определить в чем проблема – этот процесс называется диагностикой. Итак, можно выделить два этапа проверки электронных приборов:

1. Проверка работоспособности прибора. Не всегда случается так что устройство совсем «мёртвое», нужно проверить не включается прибор совсем, или включается и сразу выключается, или же не работают какие-то конкретные кнопки или функции.

Например, при ремонте LCD-мониторов встречается такая проблема как выход из строя подсветки. При этом монитор может либо не включатся совсем тогда его индикатор моргает, либо же индикатор указывает на включенное состояние, но изображения нет. В таком случае если посветить фонарём в экран можно увидеть, что изображение все-таки есть и монитор как бы работает, но он тёмный – и это только один из примеров, когда предварительная проверка упрощает диагностику.

2. Визуальный осмотр. Внешне можно определить большинство проблем с электрическим прибором. Это могут быть как просто сгоревшие компоненты – диоды, резисторы, транзисторы и конденсаторы, так и дефекты пайки или механические повреждение элементов и самой печатной платы.

3. Измерения. Если плата и детали выглядят нормально, то следует переходить к измерениям. Их проводят в основном с помощью мультиметра и осциллографа. В отдельных случаях используют специализированные приборы, типа частотомеров, логических анализаторов и прочего.

Итак, обобщенным алгоритмом поиска неисправности является:

Определение чрезмерного нагрева электронных компонентов платы;

Измерения и прозвонка мультиметром;

Использование осциллографа и других приборов;

Замена вышедшей из строя детали или блока.

Визуальный осмотр

Визуальный осмотр следует проводить от общего к частному. Или простыми словами – осмотреть общий вид электронного устройства, сразу проверяем целостность кабелей и проводов питания. Их покров должен быть ровным и целым, без изломов и резких перегибов, шишек и других неравномерностей на оболочке быть не должно.

После того как вы убедились в целостности устройства, нужно его разобрать и добраться к печатной плате. Осмотр внутренностей следует начинать с проверки целостности шлейфов, проводов других межблочных соединений. Важно не порвать их еще при разборке, так как часто шлейфы идут от плат к блокам клавиш и дисплеям, закрепленным на корпусе.

Далее проверяют целостность предохранителя в цепи питания, часто если он перегорел можно определить невооруженным взглядом. Он стоит около того места где подключается к плате шнур питания.

После этого осматривают наличие следов нагрева или сажи на плате и поврежденные компоненты. Рассмотрим, как выглядят неисправные электронные компоненты. Например, корпуса неисправных транзисторов и сгоревших диодов разрывает или они трескаются.

На интегральных микросхемах появляется трещина или мелкая точка. В некоторых случаях и те, и другие сгорают, оставляя в результате следы гари на плате. Обращайте внимание нет ли характерного запаха горелой изоляции. Так можно локализировать от какого элемента или участка платы исходит этот запах. Как определить сгоревшие транзисторы и микросхемы вы видите ниже.

Резисторы обычно сгорают или темнеют, реже происходит обрыв резистивного слоя и деталь выглядит исправной.

Как определить сгоревшие конденсаторы? Они в основном пробивают «накоротко» между обкладками и, если стоят в силовой цепи – тогда повреждаются дорожки платы или корпус конденсатора. Если цепь была слаботочной – пробитый конденсатор просто закоротит её без видимых следов протекания больших токов. Реже трескаются корпуса конденсаторов.

В то время как электролитические конденсаторы можно вычислить по деформированной крышке корпуса или следам протекшего вниз электролита. На крышке конденсатора есть две диагональных борозды, она нужна чтобы корпус не разорвало в аварийной ситуации. Крышка в таком случае вздувается либо трескается. Реже выдавливает дно.

С SMD-компонентами дело обстоит несколько сложнее. Часто их крайне сложно рассмотреть на предмет целостности. Есть один метод поиска короткого замыкания в плате с SMD – это термобумага, такая бумага используется в кассовой аппарате, поэтому можно использовать любой чек. Печать на ней происходит за счет нагрева. Значит, когда вы подадите питание на плату пробитая накоротко деталь, перегреется и отпечатается на бумаге. Методику поиска неисправности с помощью термобумагивы видите на видео:

Но нужно помнить об электробезопасности и не прибегать к такому способу диагностики, если вы не уверены есть ли там опасное напряжение. Безопасно и точно это можно сделать с помощью тепловизора.

Для определения короткого замыкания по нагреву в большинстве случаев вам понадобится лабораторный блок питания или другой источник питания с ограничением тока. Если вы проводите диагностику цепей 220В – можете воспользоваться контрольной лампой, если есть КЗ, то лампа загорится в полный накал. Фактически она выступит в роли токоограничивающего резистора.

При визуальном осмотре важно определить состояние контактов всех разъёмных соединений. Они должны быть чистыми, без окислов с характерным медным или серебряным блеском. Если контакты не слишком сильно окислены – их можно почистить канцелярским ластиком или деревянной стороной спички.

В более запущенных случаях их нужно залудить, таким образом оловом вы восстановите контактную поверхность. Самый худший вариант, когда ни чистить, ни лудить нечего, тогда нужно либо менять плату целиком, либо припаивать к дорожкам платы проводники и соединять через них.

Также внимательно осматриваете дорожки печатной платы, они могут перегорать, трескаться при изгибе платы, отслаиваться и окисливаться. Их восстанавливают либо каплей олова, либо кусочком провода, когда дорожки расположены слишком плотно – их замещают куском провода – подойдет тонкий обмоточный провод либо жила витой пары, припаивая их к началу и концу печатной дорожки.

Подведем итоги, узнайте 5 советов по внешней диагностике электроники:

1. Большинство неисправностей можно найти при внешнем осмотре;

2. Внимательно проверяйте качество пайки и наличие микротрещин;

3. Уделяйте особое внимание силовым цепям;

4. Вздутые электролитические конденсаторы в большинстве случаев являются как причиной полной неработоспособности, так и неработоспособности каких-то отдельных функций;

5. Не всегда внешне исправная деталь является таковой.

Измерения и прорзвонка цепей

Если внешний осмотр не принес результатов, то следует проводить ряд измерений. Если устройство не подаёт признаков жизни и:

У него сгорел предохранитель – то с помощью мультиметра прозваниваем цепь и находим на каком участке у нас короткое замыкание. Режим прозвони в большинстве мультиметров совмещен с режимом проверки диодов (на рисунке ниже);

Если предохранитель исправен – проверяем вольтметром приходит ли питающее напряжение на плату.

Если напряжение не приходит, то проблема скорее всего в кабеле, определить это можно прозвонив кабель от вилки до места подключения к печатной плате.

Не включайте блок питания напрямую в сеть, если вы не уверены, что устранили все неполадки. Подключите последовательно лампочку накаливания, о которой мы упоминали в середине статьи.

Следующий шаг – проверка цепи питания, для этого включаем устройство и проверяем наличие выходных напряжений блока питания. Учтите, что бывают случаи, когда без нагрузки блок питания не включается. Тогда проверяем исправность блока питания, её начинают с проверки диодного моста, мы рассматривали этот процесс подробно в статье – Как проверить диодный мост

Будет полезно:  Тормозные колодки trw: как отличить подделку, отзывы

После того как вы убедились в исправности диодного моста следует проверить приходит ли напряжение на ШИМ контроллер. Если нет, то искать, обрыв на плате, если приходит, то методика его проверки изображена на видео ниже:

Также следует по блокам проверить источник питания. Об этом вы можете почитать в статье о ремонте блоков питания для светодиодных лент.

Дальнейшая диагностика платы электронного устройства заключается в пошаговом измерении параметров каждого из компонентов и сравнение их с номинальными величинами. Задаче сильно упрощается если у вас есть схема ремонтируемого устройства.

Если у вас есть осциллограф диагностика сильно упростится, так как проверка сигналов ШИМ, на выходе контроллера и на базах или затворах транзисторов нормально возможна лишь таким образом. Как пользоваться осциллографом описано в статье Что можно сделать с помощью осциллографа и ряде других статей нашего сайта из тематического раздела Практическая электроника.

Заключение

Ремонт электроники – это не только знания принципа работы элементов, но и интуиция, опыт и удача. Главное помнить при ремонте о технике безопасности – не следует трогать плату источников питания, если на неё подано напряжение. Разряжайте фильтрующие конденсаторы блоков питания, поскольку на их выводах может быть напряжение до 300 вольт. А также при диагностике цепей с интегральными микросхемами – лучше сразу ищите техническую документацию к ним, её можно найти по запросу «datasheet название микросхемы».

zom81e › Блог › Небольшая инструкция по работе с электросхемами для OKE на примере поиска неисправности

Загрузить схемы можно от сюда.

Прежде, чем приступить к работе, давайте ознакомимся с основными принципами данных схем:

1. Существуют три основные линии. Верхняя красная – это условно постоянный «+» от АКБ (можно сказать, что это — два провода, которые отходят в салон и на стартер/генератор от советующей клеммы АКБ). Черная под вышеупомянутой красной — это «+», от замка зажигания, который питает потребители при повороте ключа в советующее положение. Нижняя черная – это условно постоянный «-», он же — масса (кузов автомобиля).

2. Внизу схемы можно увидеть подписи групп электрооборудования в проводке. Группы идут в очередности важности, т.е. начинаются с систем двигателя и заканчиваются вспомогательными приборами. Многие группы «переплетаются» между собой физически, но размещены вдалеке друг от друга на схемах. В таком случае соответствующие провода на схемах имеют на своих концах обозначение координаты, куда он перенесен — ссылки. Это — прямоугольник с цифрами в зеленой заливке.

3. Схемы разбиты на листы. Каждый лист вмещает в себя сотню координат.

4. Цвет (раскраска) проводов на схеме соответствует окрасу изоляции в проводке (если не присутствует наличие переделок или замены на нештатные провода).

5. Всем должно быть известно, что проводка автомобиля состоит из нескольких частей (подкапотная, подторпедная, задняя и другие части). Между собой они соединены разъемами. Разъемы на схемах имеют обозначение «Х» (икс). На схеме каждое соединение провода в разъеме (далее контакт) дополнительно имеет советующее обозначение номера. Такое же обозначение (номер) можно найти на пластмассовой фишке разъема (как правило, со стороны «мамы»). Например, Х5 19 — обозначает, что это — 19 позиция в разъеме, который находиться под пластиковой панелью, которая в свою очередь находиться слева под торпедо (возле левой ноги водителя). К сожалению, описания расположения элементов, и разъемов в частности, нет. Для их поиска нужен опыт, или совет друга-знатока.

6. Обозначение предохранителей словесно описывать не буду. Скажу лишь, что обозначаются они буквой “F” с порядковым номером в блоке предохранителей. Например, F13. Подобно контактам в разъемах предохранители также подписаны на самом пластиковом блоке.

Итак, смоделируем ситуацию, для которой нам требуется обратиться к электросхемам.
Имеем автомобиль не ГСИ версии с одним правым фонарем заднего хода. У нас в нем не горит лампа. Мы не знаем, какой предохранитель стоит на ее цепи, какие провода, где проверять и т.д.
Порядок действий:

1. В легендах/ключах (далее все-таки легенды) к схемам ищем проблемную лампочку. Я бы советовал стартовать с легенды, упорядоченной по обозначению. Хотя иногда удобнее сразу искать нужную группу по координате, если приблизительно уже знать ее расположение на схеме. Бегло находим группу с лампочками (обозначения Е или Н). Нашли: Е18 — правый фонарь заднего хода – координата 440.

2. Координата в разряде 400-ых. Открываем 4-ый лист схем и находим нужный нам номер. На рисунке ниже представлена «вырезка» ветки фонарей заднего хода, которую мы нашли. На этом рисунке я убрал все лишнее, чтобы нам было проще в первый раз разобраться.

3. Итак, теперь берем легенды и анализируем нужную нам ветку. От замка зажигания ток через предохранитель №13 (номиналом 20 А) идет на разъем Х5 (где он находиться, я написал выше) на контакт №10. Далее следует некий выключатель S7 — это так называемая лягушка в коробке передач. Потом ток опять возвращается на разъем Х5, но уже на контакт №2. Дальше видим отрезок Х5№2-Х5№5, в котором опять есть некий выключатель S10.2. Про него просто забываем. Это альтернатива для автомобилей с АКПП, что опять-таки видно с легенды. В нашем случае имеем просто прямой провод на этом отрезке (перемычку). Простите, если обидел владельцев авто с АКПП. После с разъема Х5 с контакта №5 ток идет напрямую к правому фонарю/лампе Е18 заднего хода, а с нее на массу.
Примечание. Можно увидеть, что после предохранителя №13 ток также уходит и на другие потребители (чуть ниже справа на схеме есть ряд ссылок в том числе и моя «каллиграфия»). Это свидетельствует о том, что при перегоревшем предохранителе они также не будут работать. Об этом говорилось неоднократно в соседних темах раздела по ремонту электрики (см. ссылку в п.6 предыдущего раздела).

4. Вооружаемся тестером, перемычками и прочим инструментов для проверки каждого звена и выявляем неисправность. Об этом я писать не буду, так как это информация уже для другой темы.

Предохранители Scania 4

Scania 4 является ярким примером мощного крупногабаритного тягача, который используется для транспортировки больших объемов различных грузов. Данный автомобиль характеризуется возможностью с максимально экономической эффективностью транспортировать любой груз, однако при пренебрежительном обслуживании авто топливная эффективность резко снижается.

Чтобы сохранить высокий КПД двигателя необходимо своевременно обслуживать все системы транспортного средства, в частности осматривать работоспособность электроцепи авто и проверять на исправность предохранители.

Помните, любой неисправный элемент в авто в глобальной перспективе серьезно сократит эксплуатационный ресурс всех систем двигателя и станет причиной увеличения расхода топлива.

Расшифровка маркировки предохранителей на Скания 4: коротко о главном

К счастью, проблем с обслуживанием предохранителей на Scania 4 не возникнет даже у неопытных водителей – конструкторы автомобиля постарались создать техническую часть техники в интуитивно понятном форм-факторе, что позволяет легко разобраться в помолке и при необходимости восстановить работоспособность авто с помощью подручных средств.

Определить функциональное назначение каждого предохранителя в блоке Scania 4 можно сверив маркировочный номер элемента с данными из таблицы ниже.

Маркировочный номер предохранителя Функциональное предназначение элемента
RP1 Элемент отвечает за цепь зуммера, тахографа и счетчика пробега, термометра
RP2 Необходим для питания ограничителя нагрузки на ось, отвечает за мигающие огни
RP3 Защищает от перенапряжения задние фонари
RP4 Отвечает за моторный тормоз и ограничитель белового дыма
RP5 Необходим для бесперебойной работы коробки передач
RP6 Необходим для работы антиблокировочного модуля и тормозных стоп-сигналов
RP7 Отбор мощности и датчик давления, иногда через элемент подключается модуль блокировки заднего дифференциала
RP8 Отвечает только за работу омывателей и стеклоочистителей ветрового стекла
RP9 Ретардер и контроль 2-управляемых осей
RP10 Отвечает за работу правого стеклоподъемника
RP11 Отвечает за работу левого стеклоподъемника
RP12 Отвечает за систему автоматической центральной смазки
RP13 Элемент отвечает за модуль антиблокировки колес прицепа
RP14 Дополнительный предохранитель для тахографа и спидометра
RP15 Центральный замок, гнездо переноски и иногда прикуриватель
RP16 Салонное освещение, диагностический разъем
RP17 Отвечает за бесперебойную работу рабочей рации
RP18 Контролирует реле клепана модуля антиблокировки колес
RP19 Отвечает исключительно за работу EDC
RP20 Обеспечивает питание к системе EDC
RP21 Модуль необходим для работы обогрева сидений и зеркал заднего вида
RP22 Отвечает за электропроводку прицепа
RP23 Воздухоосушитель и автоматическая регулировка головного освещения
RP24 Подсветка приборной панели
RP25 Является защитным звеном для верхних габаритных огней
RP26 Как правило, отвечает за освещение авто на стоянках
RP27 Необходим для работы левого стояночного сигнала
RP28 Необходим для работы правого стояночного сигнала
RP29 Комплект противотуманного оборудования

В зависимости от комплектации и года выпуска автомобиля, после маркировки RP29 может быть расположено до 5-10 отдельных посадочных ячеек, необходимых для безопасного подключения дополнительного оборудования, не входящего в комплектацию транспортного средства. Через дополнительные разъемы также при необходимости можно разгрузить другие элементы электроцепи.

Как заменить неисправные предохранители на Скании 4

Восстановить работоспособность транспортного средства после выхода из строя предохранителей довольно просто – весь фронт работ займет не более 15 минут свободного времени и потребует минимум инструментом. Для обслуживания авто желательно иметь в наличии отвертку с тонким шлицем, а также специальный съемник для демонтажа предохранителей или обычные пассатижи. Процедура замены неисправных предохранителей в автомобиле происходит согласно следующему сценарию:

  • Для начала требуется отключить основной и при наличии дополнительный аккумуляторы, чтобы обесточить электропитание транспортного средства. Замена предохранителей с подключенным аккумулятором может стать причиной скачков напряжения, что приведет к перегоранию защитных элементов или станет фактором, повлекшим порчи оборудования;
  • После завершения подготовительных работ переходим в кабину транспортного средства, где находим блоки предохранителей – в Scania 4 их несколько и все размещены в салоне. Найти блоки с предохранителями можно путем осмотра нижней части кабины – все блоки будут закрыты пластиковыми крышками с наличием гравировки предохранителей;
  • С помощью обычной отвертки отвинчиваем или отщелкиваем крепления на крышках и при наличии снимаем дополнительный защитный слой, что позволит обеспечить свободный доступ к предохранителям автомобиля;
  • Теперь с помощью специализированного съемника или обычных пассатижей требуется демонтировать все неисправные предохранители. Определить поврежденные элемент можно по наличию следов оплавления на корпусе или полной деформации плавкой вставки;
  • В замену поврежденным элементам теперь устанавливаем новые комплектующие. Путем легкого надавливания устанавливаем предохранителей в посадочным разъем вплоть до появления характерного щелчка;
  • В завершение процедуры устанавливает обратно все аккумуляторы и проверяем работоспособность всех систем транспортного средства.

При на автомобиле постоянно выходит из строя один и тот же предохранитель, то рекомендуется отправить транспортное средство на полную диагностику электрооборудования к сертифицированным механикам. Скачки напряжения могут быть причиной нестабильной работы генератора или наличием пробоев в магистральной электроцепи.

Методы поиска неисправностей в электронных схемах

Чаще всего люди интересуются электроникой чтобы уметь починить какой-либо прибор. Самостоятельной разработкой занимается лишь малая часть любителей. Теоретические знания хоть и дают общее понимания принципа работы компонентов, но для ремонта гораздо важнее знать методы их проверки. Мы расскажем, как найти неисправность в электронной схеме своими руками, глазами и простым инструментом.

Основные способы поиска неполадки

Прежде чем провести ремонт важно определить в чем проблема – этот процесс называется диагностикой. Итак, можно выделить два этапа проверки электронных приборов:

1. Проверка работоспособности прибора. Не всегда случается так что устройство совсем «мёртвое», нужно проверить не включается прибор совсем, или включается и сразу выключается, или же не работают какие-то конкретные кнопки или функции.

Например, при ремонте LCD-мониторов встречается такая проблема как выход из строя подсветки. При этом монитор может либо не включатся совсем тогда его индикатор моргает, либо же индикатор указывает на включенное состояние, но изображения нет. В таком случае если посветить фонарём в экран можно увидеть, что изображение все-таки есть и монитор как бы работает, но он тёмный – и это только один из примеров, когда предварительная проверка упрощает диагностику.

2. Визуальный осмотр. Внешне можно определить большинство проблем с электрическим прибором. Это могут быть как просто сгоревшие компоненты – диоды, резисторы, транзисторы и конденсаторы, так и дефекты пайки или механические повреждение элементов и самой печатной платы.

3. Измерения. Если плата и детали выглядят нормально, то следует переходить к измерениям. Их проводят в основном с помощью мультиметра и осциллографа. В отдельных случаях используют специализированные приборы, типа частотомеров, логических анализаторов и прочего.

Итак, обобщенным алгоритмом поиска неисправности является:

Определение чрезмерного нагрева электронных компонентов платы;

Измерения и прозвонка мультиметром;

Использование осциллографа и других приборов;

Замена вышедшей из строя детали или блока.

Визуальный осмотр

Визуальный осмотр следует проводить от общего к частному. Или простыми словами – осмотреть общий вид электронного устройства, сразу проверяем целостность кабелей и проводов питания. Их покров должен быть ровным и целым, без изломов и резких перегибов, шишек и других неравномерностей на оболочке быть не должно.

После того как вы убедились в целостности устройства, нужно его разобрать и добраться к печатной плате. Осмотр внутренностей следует начинать с проверки целостности шлейфов, проводов других межблочных соединений. Важно не порвать их еще при разборке, так как часто шлейфы идут от плат к блокам клавиш и дисплеям, закрепленным на корпусе.

Далее проверяют целостность предохранителя в цепи питания, часто если он перегорел можно определить невооруженным взглядом. Он стоит около того места где подключается к плате шнур питания.

После этого осматривают наличие следов нагрева или сажи на плате и поврежденные компоненты. Рассмотрим, как выглядят неисправные электронные компоненты. Например, корпуса неисправных транзисторов и сгоревших диодов разрывает или они трескаются.

На интегральных микросхемах появляется трещина или мелкая точка. В некоторых случаях и те, и другие сгорают, оставляя в результате следы гари на плате. Обращайте внимание нет ли характерного запаха горелой изоляции. Так можно локализировать от какого элемента или участка платы исходит этот запах. Как определить сгоревшие транзисторы и микросхемы вы видите ниже.

Резисторы обычно сгорают или темнеют, реже происходит обрыв резистивного слоя и деталь выглядит исправной.

Как определить сгоревшие конденсаторы? Они в основном пробивают «накоротко» между обкладками и, если стоят в силовой цепи – тогда повреждаются дорожки платы или корпус конденсатора. Если цепь была слаботочной – пробитый конденсатор просто закоротит её без видимых следов протекания больших токов. Реже трескаются корпуса конденсаторов.

В то время как электролитические конденсаторы можно вычислить по деформированной крышке корпуса или следам протекшего вниз электролита. На крышке конденсатора есть две диагональных борозды, она нужна чтобы корпус не разорвало в аварийной ситуации. Крышка в таком случае вздувается либо трескается. Реже выдавливает дно.

С SMD-компонентами дело обстоит несколько сложнее. Часто их крайне сложно рассмотреть на предмет целостности. Есть один метод поиска короткого замыкания в плате с SMD – это термобумага, такая бумага используется в кассовой аппарате, поэтому можно использовать любой чек. Печать на ней происходит за счет нагрева. Значит, когда вы подадите питание на плату пробитая накоротко деталь, перегреется и отпечатается на бумаге. Методику поиска неисправности с помощью термобумагивы видите на видео:

Но нужно помнить об электробезопасности и не прибегать к такому способу диагностики, если вы не уверены есть ли там опасное напряжение. Безопасно и точно это можно сделать с помощью тепловизора.

Для определения короткого замыкания по нагреву в большинстве случаев вам понадобится лабораторный блок питания или другой источник питания с ограничением тока. Если вы проводите диагностику цепей 220В – можете воспользоваться контрольной лампой, если есть КЗ, то лампа загорится в полный накал. Фактически она выступит в роли токоограничивающего резистора.

При визуальном осмотре важно определить состояние контактов всех разъёмных соединений. Они должны быть чистыми, без окислов с характерным медным или серебряным блеском. Если контакты не слишком сильно окислены – их можно почистить канцелярским ластиком или деревянной стороной спички.

В более запущенных случаях их нужно залудить, таким образом оловом вы восстановите контактную поверхность. Самый худший вариант, когда ни чистить, ни лудить нечего, тогда нужно либо менять плату целиком, либо припаивать к дорожкам платы проводники и соединять через них.

Также внимательно осматриваете дорожки печатной платы, они могут перегорать, трескаться при изгибе платы, отслаиваться и окисливаться. Их восстанавливают либо каплей олова, либо кусочком провода, когда дорожки расположены слишком плотно – их замещают куском провода – подойдет тонкий обмоточный провод либо жила витой пары, припаивая их к началу и концу печатной дорожки.

Подведем итоги, узнайте 5 советов по внешней диагностике электроники:

1. Большинство неисправностей можно найти при внешнем осмотре;

2. Внимательно проверяйте качество пайки и наличие микротрещин;

3. Уделяйте особое внимание силовым цепям;

4. Вздутые электролитические конденсаторы в большинстве случаев являются как причиной полной неработоспособности, так и неработоспособности каких-то отдельных функций;

5. Не всегда внешне исправная деталь является таковой.

Измерения и прорзвонка цепей

Если внешний осмотр не принес результатов, то следует проводить ряд измерений. Если устройство не подаёт признаков жизни и:

У него сгорел предохранитель – то с помощью мультиметра прозваниваем цепь и находим на каком участке у нас короткое замыкание. Режим прозвони в большинстве мультиметров совмещен с режимом проверки диодов (на рисунке ниже);

Если предохранитель исправен – проверяем вольтметром приходит ли питающее напряжение на плату.

Если напряжение не приходит, то проблема скорее всего в кабеле, определить это можно прозвонив кабель от вилки до места подключения к печатной плате.

Не включайте блок питания напрямую в сеть, если вы не уверены, что устранили все неполадки. Подключите последовательно лампочку накаливания, о которой мы упоминали в середине статьи.

Следующий шаг – проверка цепи питания, для этого включаем устройство и проверяем наличие выходных напряжений блока питания. Учтите, что бывают случаи, когда без нагрузки блок питания не включается. Тогда проверяем исправность блока питания, её начинают с проверки диодного моста, мы рассматривали этот процесс подробно в статье – Как проверить диодный мост

После того как вы убедились в исправности диодного моста следует проверить приходит ли напряжение на ШИМ контроллер. Если нет, то искать, обрыв на плате, если приходит, то методика его проверки изображена на видео ниже:

Также следует по блокам проверить источник питания. Об этом вы можете почитать в статье о ремонте блоков питания для светодиодных лент.

Дальнейшая диагностика платы электронного устройства заключается в пошаговом измерении параметров каждого из компонентов и сравнение их с номинальными величинами. Задаче сильно упрощается если у вас есть схема ремонтируемого устройства.

Если у вас есть осциллограф диагностика сильно упростится, так как проверка сигналов ШИМ, на выходе контроллера и на базах или затворах транзисторов нормально возможна лишь таким образом. Как пользоваться осциллографом описано в статье Что можно сделать с помощью осциллографа и ряде других статей нашего сайта из тематического раздела Практическая электроника.

Заключение

Ремонт электроники – это не только знания принципа работы элементов, но и интуиция, опыт и удача. Главное помнить при ремонте о технике безопасности – не следует трогать плату источников питания, если на неё подано напряжение. Разряжайте фильтрующие конденсаторы блоков питания, поскольку на их выводах может быть напряжение до 300 вольт. А также при диагностике цепей с интегральными микросхемами – лучше сразу ищите техническую документацию к ним, её можно найти по запросу «datasheet название микросхемы».

КПП Скания не включаются ряды

Что делать если пропали половинки, не включается нижний или верхний ряд коробки переключения передач грузового автомобиля Scania? Бывает еще, что скорости просто вылетают во время движения. Далее опишем всю информацию по указанной неисправности

Признаки неисправности

Если при попытке переключения флажка на рычаге КПП, присутствуют указанные ниже
признаки:

  • Не переключаются передачи
  • Пропали половинки
  • Не включается нижний ряд
  • Не включается делитель КПП
  • Не включается передача
  • Вышел из строя демультипликатор

Проявлением этого, могут быть многие причины. Рассмотрим их далее.

Причины неисправности

  • Неисправность электронного блока
  • Проблемы с воздухом
  • Механическая поломка коробки передач
  • Выход из строя переключателя
  • Неисправность индукционного датчика КПП
  • Выход из строя электромагнитного клапана делителя
  • Замыкание или обрыв жгута электропроводки

Что можно предпринять самостоятельно

Если на Вашем грузовике возникла описываемая неисправность, Вы можете попробовать устранить ее самостоятельно. Выполните следующие проверки:

  • Наличие ошибок на информационном табло автомобиля
  • Давление в пневмосистеме
  • Надежность соединения разъемов жгута электропроводки

Если эти действия не помогли и проблема не пропала, дальнейшие действия по устранения неисправности лучше доверить профессионалам.

Модельный ряд

Далее приводим перечень грузовиков Скания, по конкретной модели, для которых характерна данная неисправность все серии: P/G/R

Диагностика делителя КПП Scania

Специалисты нашей компании, имеют большой опыт в диагностировании коробки передач. Диагност, адекватно определит образовавшуюся поломку. Далее будет произведен ремонт электрической и электронной части коробки передач, с заменой программированием, запчастей, — если будет необходимо.

История из практики нашего ремонта

Неисправность клапана включения рядов

Начало новой недели началось понедельничным трезвоном владельцев всевозможной техники. Первым попросил о помощи наш давний знакомый. Автомобиль Скания R-380, после выхода из бокса и проведенного ремонта двигателя, перестал включать верхний и нижний ряд. При ближайшем осмотре техники, оказался мертвым клапан, включающий ряды на коробке. Требовалась его замена.

Очень часто случается так, что во время проведения ремонта на автомобиле в боксе или на улице, одновременно выходят из строя компоненты электроники, двигателя и электрики. Водитель мучился битый день, меняя датчики и переустанавливая с места на место, пытаясь облегчить включение коробки передач, которая в свою очередь упрямо не хотела включать передачи. В этом автомобиле так же оказался битым клапан включения низшей передачи. Проще говоря клапан управления из электромагнитной катушки, а в простонародии «бинокля» не срабатывал. Решением было подача нужного слабенького давления в коробку передач, дабы включить начало движения. Так и сделали. Получилось и машина поехала.

Неблагодарное дело электрику заниматься не своим делом, но что не сделаешь для человека, попавшего в трудную ситуацию на дороге. Приходится иногда и быть воздушником и слесарем одновременно. Сезон дождей открыт и теперь нужно быть осторожным, выезжая в дорогу на неподготовленной машине, но помните, что всегда найдутся в дороге люди, которые придут к вам на помощь. Не отчаивайтесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector