Устройство и схема гидроусилителя руля: ремень гур, бачок, трубка, радиатор, сальник и другие детали

Ремень гидроусилителя: основа надежной работы ГУР

В большинстве современных колесных транспортных средств применяются гидроусилители рулевого управления, основу которых составляет насос с ременным приводом. О том, что такое ремень гидроусилителя, каких типов бывают ремни и как они устроены, а также о выборе и замене этих деталей — читайте в статье.

Что такое ремень гидроусилителя руля?

Ремень гидроусилителя руля (ремень ГУР, приводной ремень ГУР) — элемент системы гидроусилителя рулевого управления колесных транспортных средств; бесконечный (замкнутый) ремень, посредством которого осуществляется привод масляного насоса ГУР от шкива коленчатого вала двигателя или иного навесного агрегата.

Многие современные автомобили оборудуются гидроусилителем руля (ГУР), который создает дополнительный момент на управляемых колесах для облегчения управления транспортным средством. Необходимое усилие на исполнительном механизме ГУР создается за счет давления рабочей жидкости, поступающей от специального насоса. Как правило, насос ГУР вместе с другими агрегатами устанавливается непосредственно на силовом агрегате, а его привод строится по традиционной схеме — с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала или другого навесного агрегата.

Основу клиноременной передачи составляет ремень гидроусилителя, который решает одну ключевую задачу — обеспечение бесперебойной передачи крутящего момента от шкива коленвала или иного агрегата на шкив насоса ГУР во всем диапазоне оборотов двигателя (в том числе и на переходных режимах) и в любых условиях эксплуатации. Данный ремень в зависимости от типа привода гидроусилителя играет большую или меньшую роль в обеспечении работоспособности двигателя и управляемости автомобилем, но в любом случае при износе или повреждениях он должен без лишних задержек меняться на новый. А перед покупкой нового ремня гидроусилителя следует разобраться в существующих типах этих деталей, их конструкции и особенностях.

Типы, устройство и особенности ремней ГУР

Привод насоса гидроусилителя руля может строиться по различным схемам:

  • С помощью общего ремня привода навесных агрегатов двигателя;
  • С помощью индивидуального ремня от шкива коленчатого вала двигателя;
  • С помощью индивидуального ремня от шкива другого навесного агрегата — водяной помпы или генератора.

В первом случае насос ГУР включен в единый привод навесных агрегатов с общим ремнем, в простейшем варианте ремень охватывает генератор и водяную помпу, на автобусах и грузовиках насос ГУР может иметь общий привод с воздушным компрессором; в более сложных схемах в привод включается компрессор кондиционера и другие агрегаты. Во втором случае используется отдельный короткий ремень, который передает крутящий момент непосредственно от шкива коленвала на шкив насоса ГУР. В третьем случае крутящий момент сначала подается на водяную помпу или генератор со сдвоенным шкивом, а от этих агрегатов через отдельный ремень на насос ГУР.

Для привода насоса гидроусилителя используются различные по конструкции и размерам ремни:

  • Гладкие клиновые ремни;
  • Зубчатые клиновые ремни;
  • Поликлиновые (многоручейковые) ремни.

Гладкий клиновой ремень — простейшее изделие, которое находит самое широкое применение на отечественных автомобилях и автобусах. Такой ремень имеет трапециевидное сечение, его узкая грань выполнена плоской, широкая — радиусной (выпуклой), что обеспечивает равномерное распределение усилий внутри ремня при его изгибе.

Зубчатый клиновой ремень — тот же клиновой ремень, в котором на узком основании выполнены поперечные насечки (зубья), повышающие гибкость изделия без потери прочности. Такие ремни могут использоваться на шкивах меньшего диаметра и нормально работать в широком интервале температур.

Поликлиновый ремень — плоский и широкий ремень, на рабочей поверхности которого выполнено от трех до семи продольных клиновых борозд (ручьев). Такой ремень имеет большую площадь контакта со шкивами, чем обеспечивается надежная передача крутящего момента и снижается вероятность проскальзывания.

Гладкие и зубчатые клиновые ремни применяются в индивидуальных приводах насоса ГУР от коленчатого вала и в приводах насоса, объединенных с приводом воздушного компрессора или иного агрегата. Приводы на основы клиновых ремней наиболее часто используются на отечественной технике, а также на автобусах и коммерческих автомобилях азиатского производства. Поликлиновые ремни с большим количеством ручьев (6-7) наиболее часто применяются в общих приводах навесных агрегатов силового агрегата, значительно реже ремни такой конструкции, но с меньшим числом ручьев (всего 2-4), встречаются в индивидуальных приводах насосов ГУР от коленвала или другого навесного агрегата. Приводы с поликлиновыми ремнями наиболее часто используются в легковых автомобилях иностранного производства.

Ремни гидроусилителя имеют несложную конструкцию. Основу ремня составляет несущий слой в виде кордшнура из синтетического волокна (полиамидного, полиэфирного или иного), вокруг которого отформирован сам ремень из вулканизированной резины различных сортов. Гладкие и зубчатые клиновые ремни обычно имеют дополнительную защиту наружной поверхности в виде оплетки из тонкой оберточной ткани в два-три слоя. Для идентификации ремня на его широком основании может наноситься маркировка и различная вспомогательная информация.

Резиновые клиновые ремни гидроусилителей для отечественной техники должны соответствовать стандарту ГОСТ 5813-2015, они могут изготавливаться в двух исполнениях по ширине (узкого и нормального сечения) и имеют стандартизированный ряд размеров. Поликлиновые ремни изготавливаются по различным международным стандартам и собственным стандартам автопроизводителей.

Вопросы выбора и замены ремня гидроусилителя

В процессе работы силового агрегата все ремни изнашиваются и со временем требуют замены, это в полной мере относится и к ремню гидроусилителя. Замену данного ремня следует выполнять в сроки, рекомендованные автопроизводителем, либо (что бывает чаще) при его износе или повреждениях. Обычно о необходимости замены ремня гидроусилителя свидетельствует ухудшение работы ГУР на всех режимах эксплуатации автомобиля. Также ремень обязательно подлежит замене при обнаружении на нем трещин, чрезмерном растяжении и, конечно же, при его обрыве.

На замену следует выбирать ремень того же типа, что был установлен на автомобиле ранее. Для новых транспортных средств это должен быть ремень определенного каталожного номера, а по истечению гарантийного срока можно использовать любые ремни с подходящими характеристиками — типом (клиновой, поликлиновый), сечением и длиной. Если ремень насоса ГУР имеет натяжной ролик, то необходимо приобрести сразу и эту деталь вместе с крепежом. Оставлять старый натяжитель не рекомендуется, так как это может привести к интенсивному износу или повреждениям нового ремня.

Замену ремня гидроусилителя следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. На двигателях с индивидуальным приводом насоса ГУР и без натяжителя достаточно ослабить крепление насоса, снять старый ремень, установить новый и выполнить натяжение ремня за счет правильного крепления насоса. Если в таком приводе предусмотрен натяжной ролик, то в первую очередь демонтируется он, затем снимается ремень, на его место ставится новый, а затем монтируется новый натяжитель. В двигателях с общим приводом навесных агрегатов замена ремня производится аналогично.

В ряде случаев работа по замене ремня может осложняться необходимостью выполнения дополнительных операций. Например, на многих двигателях сначала необходимо снять ремень привода генератора, а затем выполнять замену ремня насоса ГУР. Это следует учитывать и сразу готовить соответствующий инструмент.

Важнейшее значение при замене ремня гидроусилителя имеет обеспечение его правильного натяжения. При чрезмерном натяжении ремня детали будут испытывать высокие нагрузки, а сам ремень растягивается и в короткие сроки изнашивается. При слабом натяжении ремень будет проскальзывать, что выразится в ухудшении работы ГУР. Поэтому необходимо тщательно выполнять приведенные в инструкции рекомендации, и, если тесть такая возможность, использовать специальный инструмент для обеспечения нормального натяжения.

При правильном выборе и замене ремня гидроусилитель будет обеспечивать комфортное управление автомобилем в любых дорожных условиях.

Устройство и схема гидроусилителя руля ремень ГУР бачок трубка радиатор сальник и другие детали

Экскурс в историю

Первые ГУРы стали ставиться на автомобили производителя Роллс-Ройс еще в 20-х годах прошлого века. Предвестником гидроусилителей были пневматические системы, которые по своей конструкции были более простыми. На тот момент гидроусилители не получили широкой популярности, в результате чего эксперимент с их использованием был отложен на какое-то время.

Повторно ГУРы были введены в эксплуатацию в период Второй Мировой войны, тогда они устанавливались на броневики. Через несколько лет эта технология стала повсеместно применяться в автомобилях европейского и американского производства. В принципе, с тех времен устройство и схема гидроусилетеля не претерпела серьезных изменений.

Конструктивные особенности

Предлагаем ознакомиться с основными компонентами системы ГУР:

  1. Силовой гидравлический цилиндр двойного действия. Этот узел устанавливается в рулевую часть, в частности, между элементами привода и кузова. Он соединяется с золотником, а также гидроцилиндром. Назначение силового узла заключается в преобразовании давления расходного материала в перемещение штока и поршня. Последние используются для изменения положения угля колес.
  2. Бачок руля с подключенными трубками. В нем содержится гидравлическое масло. Для того, чтобы жидкость внутри резервуара была чистой, используется фильтрующий элемент.
  3. Радиатор ГУРа.
  4. Насосное устройство с сальниками и подшипниками, фиксируется на моторе. Привод насоса от коленвала производится посредством ременной передачи от шкива. Используется для образования давления рабочей жидкости.
  5. Смазочный материал, который находится в расширительном бачке. Назначение масла заключается в смазывании трущихся компонентов и дальнейшей передаче усилия от насоса на цилиндр.
  6. Регуляторное устройство или редукционный клапан. Этот элемент находится на деталях рулевой рейки либо привода. Предназначение клапана заключается в распределении гидравлической жидкости в соответствующую полость гидравлического цилиндра либо обратно в расширительный бачок. Также позволяет контролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя, в противном случае последний может превысить допустимую норму давления масла. Конструктивно это достаточно сложная деталь, которая состоит из торсиона, а также золотникового клапана.
  7. Соединительные патрубки низкого и высокого давления, подключаются между собой цилиндр, насосное устройство, а также распределительный узел. По этим патрубкам осуществляется циркуляция смазывающего материала из резервуара в насос и обратно.

Что касается принципа действия, то он основывается на перемещении золотника при вращении рулем. Когда водитель вращает рулевое колесо, насосное устройство образовывает давление в системе, после чего происходит перемещение золотника. Последний закрывает один из сливных шлангов, а смазка начинает поступать в соответствующие полости цилиндра. Посредством гидравлики, которая со штоком давит на поршень, происходит изменение угла положения колес.

Когда колеса автомобиля поворачиваются в определенную сторону, они позволяют направить корпус распределительного узла в сторону перемещения золотника. В тот момент, когда золотник перестает двигаться, корпуса распределительного узла переводятся в исходное положение. Из нагнетательных шлангов смазывающая жидкость поступает в сливную магистраль, после чего усилитель осуществляет перекачку расходного материала с помощью насоса. В это время колеса автомобиля направлены прямо, а когда они поворачиваются, вся схема изменяется и останавливается.

В том случае, если насос выйдет из строя либо оборвется приводной ремешок, это не отразится на функциональности системы и управлении авто. Все потом, что усилие от руля будет поступать на корпус распределительного узла, а затем — на колеса. Гидравлика начнет передвигаться из одной плоскости в другую через предпусковой клапан, при этом она не станет создавать препятствия, что позволит также поворачивать рулевое колесо. Единственная разница в том, что водителю придется приложить для этого небольшое усилие (автор видео — Саня Маевский).

Будет полезно:  Детальное руководство по выбору и замене замка зажигания на ваз 2105

Гидроусилитель руля предназначается не только для облегчения водителю управления машиной при маневрах на дороге, но и для того, чтобы смягчались удары от неровностей и поврежденного дорожного покрытия. Особенно важно, что гидроусилитель значительно снижает вероятность аварии при разрыве шины, в первую очередь на передних колесах.

ГУР — это закрытая гидросистема, в состав которой входят:

  • бачок, в который заправляют гидравлическую жидкость;
  • регулятор давления;
  • управляющий золотник;
  • насос;
  • силовой цилиндр.

Основной агрегат конструкции гидроусилителя — насос. Он обеспечивает перекачку жидкости из бачка в трубопроводы и ее дальнейшее движение под большим давлением по кольцу. Тип применяемых механизмов — шиберные или пластинчатые агрегаты. Они имеют достаточный уровень КПД и небольшой износ рабочих поверхностей. В то же время у них есть слабое звено, возможен выход из строя подшипника, из-за чего нужен ремонт насоса гидроусилителя.

Рабочее давление в насосах этого типа, предназначенных для системы ГУР, высокое, по максимуму в пределах 150 бар. В движение такой агрегат приводится ремнем, который крутит одновременно генератор и помпу.

Зазоры, которые установлены на заводе при сборке, должны сохраняться в промежутке 0,005—0,01 мм. Если зазор будет увеличиваться и станет превышать допустимый на 0,01 мм, тогда возможно падение давления в системе на малых оборотах, это ощущается на руле, как увеличение нагрузки или языком профессионалов — «тугой» руль.

Разновидности гидроусилителей

Любой специалист скажет, что применение гидроусилителя более актуально при эксплуатации транспортного средства в условиях города — ее наличие дает возможность с большей легкостью совершать маневры. Однако при езде за городом, по трассе, большой пользы от ГУРа нет. Поскольку скорость движения по трассе обычно очень высокая, водитель авто с гидроусилителем попросту перестает чувствовать дорогу. А это очень опасно, особенно, если скорость движения действительно большая и особенно, в зимнее время года.

Для того, чтобы избавиться от этого недостатка, производители авто какое-то время использовали рулевые рейки с переменным придаточным отношением. Тем не менее, данный вариант не особо повлиял на недостатки ГУР, поэтому было принято решение о внедрении электроники в работе системы. Именно ее наличие стало модификацией, то есть определило подвид ГУР.

Что нужно знать о техническом обслуживании гидроусилителя:

  1. Приводной ремень автомобиля с кондиционером или без него является одной из причин, по которым ГУР выходит из строя. Автовладелец должен всегда следить за состоянием ремешка и его натяжением. На ремне не должно быть следов трещин и других дефектов.
  2. Также нужно следить за уровнем жидкости в резервуаре, поскольку если объем масла будет низким, смазку обязательно придется добавлять. При недостатке жидкости может произойти выход из строя насосного устройства.
  3. Надо следить за состоянием фильтра, расположенного в расширительном бачке. Хотя бы раз в год его следует менять.
  4. Если вы заметили, что в масле появился осадок, то расходный материал обязательно подлежит замене. Дело в том, что наличие любой грязи отражается на свойствах жидкости в целом. Когда смазка теряет свои характеристики, это может привести к повреждению сальников рейки, что в свою очередь может привести к сбою в работе гидроусилителя. Для слива необходимо отсоединить патрубок и открыть крышку резервуара, это позволит быстро слить жидкость из системы. После залива новой смазки нужно при открытой пробке бачка провернуть рулевое колесо в оба крайних положения. Это позволит избавиться от воздушной пробки.
  5. Необходимо учитывать, что в автомобилях с ГУР ни в коем случае нельзя удерживать рулевое колесо в крайних положениях на протяжении более 5 секунд. Это приводит к перегреву смазки в системе.
  6. Также каждый автовладелец должен время от времени производить визуальную диагностику системы, в частности, следить за тем, чтобы она была герметична. Если вы заметили на шлангах следы потеков, это свидетельствует о том, что система нуждается в ремонте. Все поврежденные патрубки подлежат замене.
  7. В том случае, если гидравлический насос вышел из строя, специалисты не рекомендуют длительно эксплуатировать транспортное средство. Это может стать причиной ускоренного износа распределительного узла и выходу из строя компонентов системы рулевого управления (автор видео — канал Ремонт Гидравлики).

Признаки и причины неисправностей

Считается, что пластинчатый агрегат — это долговечный механизм, однако, если допущены нарушения его эксплуатации, то возможно возникновение разных аварийных случаев. Выход из строя насосного агрегата гидроусилителя возможен по нескольким причинам, как то:

  • утечка жидкости и понижение его уровня в бачке и трубопроводах;
  • рабочая жидкость длительное время не меняется, а также применяется материал не соответствующий инструкции для этого агрегата;
  • попадание посторонних примесей в систему;
  • отсутствие движения жидкости и возможный перегрев гидроагрегата.

Выход из строя насоса ГУР определяется достаточно просто. Эти признаки сразу определяются автовладельцем.

  1. На малых или холостых оборотах на руле возникают повышенные, по сравнению со штатной ездой, усилия при повороте колес. При увеличении оборотов двигателя усилия пропадают.
  2. При вращении рулевого вала возникает неприятный посторонний звук.
  3. Обнаруживается характерное подтекание рабочей жидкости по ее пятнам на деталях двигателя или дорожном покрытии.
  4. Появляется свист подшипника. При снятом ремне и покачивании вала насоса обнаруживается люфт.

При появлении подобных признаков водитель должен произвести внешний осмотр всей системы ГУРа и принять решение, нужен ли ремонт насоса ГУР, или надо заниматься другими частями этой конструкции.

Действия при замене и ремонте насоса

Поменять этот агрегат можно своими руками. Возможна даже замена подшипника, вышедшего из строя. В этом случае пригодится ремкомплект насоса гидроусилителя, который можно купить в любом автомобильном магазине.

Прежде чем принимать решение на проведение ремонтных работ надо проверить наличие жидкости в бачке, а также соответствие ее марки разрешенной к применению на данной машине. Часто, причиной возникновения признаков неисправности бывает появление воздушных пробок в системе. Поэтому при подозрении на это надо прокачать гидравлику, удалив все воздушные пробки. Работоспособность ГУР в этом случае может полностью восстановиться.

Если при проверке качества рабочей жидкости обнаружится, что она не соответствует стандарту, надо поменять ее на жидкость нужной марки.

В случае когда принято решение делать ремонт насоса гидроусилителя руля, требуется подготовить рабочее место и нужный инструмент, а также материалы для проведения работ:

  • нужен ключ на «12», а также головки на «14» и «24»;
  • потребуется съемник для стопорных колец;
  • заранее приготовить две шайбы из меди, прокладку для заднего кожуха, уплотнительные кольца, в количестве двух штук и сальник, их может заменить ремкомплект насоса гидроусилителя;
  • обязательно наличие подшипника, имеющего маркировку «6202» и внешний диаметр 35 мм;
  • для откачивания масла из бачка нужен большой шприц и емкость;
  • очистить верстак и покрыть его чистым картоном для разборки насоса;
  • подготовить мелкую наждачную бумагу и ветошь для протирки.

Для того чтобы снять насос ГУР и отремонтировать его своими руками, требуется выполнить следующие действия.

  1. Слегка отпустить осевой болт, который крепит насосный агрегат к скобе, используя отверстие имеющееся в шкиве. Полностью открутить стопорную гайку натяжителя и снять ремень.
  2. Используя шприц, откачать гидравлическую жидкость из бачка. Поворачивать руль вправо-влево до упора, чтобы масло полностью вышло из системы, проделать это несколько раз для полного очищения трубопроводов.
  1. Ослабить хомут на шланге, который идет от расширительного бачка, и снять этот трубопровод.
  1. Открутить болт, который крепит шланг высокого давления, идущий от насоса в систему.
  2. Вынуть осевой болт крепящий насос к скобе и вставить вместо него отвертку или подходящий по диаметру металлический прут, для того чтобы застопорить шкив. После этого открутить гайку, которая закрепляет шкив насоса.
  3. Вытащить освобожденный насосный агрегат ГУР вверх и положить его на специально приготовленное место. Удалить с корпуса агрегата грязь и масло.
  4. С помощью съемника убрать стопорное кольцо подшипника.
  5. Открутить болты крепления задней крышки. Аккуратно ее поддеть небольшой отверткой и снять, контролируя, чтобы лопасти ротора не выпали из корпуса.
  1. Вытащить лопасти и положить на заранее подготовленные пронумерованные бумажки, чтобы ничего не перепутать во время сборки. Внимание! Запомнить положение лопастей в собранном виде. При установке в корпус закругленная часть этих лопастей должна быть повернута наружу.
  1. Снять пластину и все детали находящиеся под ней.
  2. Выбить вал, осторожно постукивая при этом отверткой.
  1. Выпрессовать подшипник с вала насоса.
  1. Поменять негодный подшипник на заранее подготовленный.
  1. Проверить детали насосного агрегата на предмет дефектов и износа. Почистить поверхности от грязи и шероховатостей. Специалисты утверждают — простая чистка внутренних деталей уменьшает зазоры и позволяет продлить работу этого агрегата без замены каких-либо частей.
  1. Сборку проделать в обратной последовательности. В обязательном порядке поменять сальник, уплотнительные кольца и шайбы на новые, приготовленные заранее.
Будет полезно:  Руководство, какое моторное масло и сколько заливать в двигатель peugeot 307

Если починить насос ГУР своими руками для вас сложно или для этого нет времени, то возможна замена насоса гидроусилителя на новый. Это существенно сократит время ремонта.

Подробная пошаговая инструкция по ремонту насоса гидроусилителя руля, в частности, по замене сальника и подшипника, приведена в ролике ниже (автор видео — канал Своими руками).

Недостатки ГУР

Какие недостатки характерны для ГУРов:

  1. Каждый автовладелец должен время от времени проверять систему на предмет повреждений и различных дефектов.
  2. Насосное устройство функционирует от силового агрегата, в результате чего забирает у двигателя часть мощности.
  3. Системы гидроусилителя не предусматривают функцию регулировки положений работы при различных режимах эксплуатации авто.

BMW 3 series 330d/LSD/Magnaflow ️ › Бортжурнал › Устройство и ремонт насоса ГУР ZF + “плюшки” на m57n

Всем привет.
Столкнулся с проблемой гула насоса ГУР, падение оборотов при вращении, и тугим вращением руля.
Жидкость меняли, но через некоторое время она снова стала черная. Поэтому решено было перебрать.

Переднюю часть автомобиля подняли, для свободной прокачки системы.

Сняли воздухозаборник и электровентилятор.

Отвели в сторону патрубок с ИК на впускной коллектор.

Накрыли генератор и все прилегающие поверхности тряпками

Шприцом откачали жидкость из бачка ГУР

После откачки жидкости из бачка снимаем обратный шланг низкого давления (обратка) и направляем его в ёмкость для слива, просим помощника вращать руль из одного крайнего положения в другое. Сливается гораздо лучше если вращать быстро. Из системы выливается практически вся жидкость.Но этого нам мало…

Вова практикует свой метод для максимального слива жидкости, а мы верны своим)
Подсоединяем шланг с пистолетом к бочку и продуваем. Выходит еще 2 стакана жидкости.

Очередной сюрприз со свапа, обгонная муфта генератора, полезно думаю для дизелистов, для снижения нагрузки на шкив коленвала, мотор станет работать тише и перестает дребезжать ремень.
Как видно, места хватает!

Продолжаем, срываем болты со шкива ГУР( иначе трудно будет после их открутить) и затем снимаем ремень с него.

Снимаем шкив ГУР, а затем сам гур.

Приступаем к разборке насоса.

Снимаем крышку насоса и осматриваем её.

Вынимаем роторное кольцо и проверяем на выработку обойму ротора.
Обойма ротора должна быть максимально плавной, переходя из одной зоны в другую, без ступенек и задиров.
Неисправность обоймы ротора в виде ступенек и задиров, может выражаться в том, что насос качает слишком слабо, т е туго вращается руль, либо в постороннем звуке. Следы так же могут быть на нижней и верхней крышке обоймы ротора.

В обойме ротора наблюдается слегка изношенная ступенька, задиров нет.
Протираем алмазной пастой, а затем войлоком на станке полируем.

Так как насос вращается только в одну сторону, соответственно выработка лепестков только с одной стороны.

Немного о жидкости ГУР. Многие начали лить Pentosin, для стран с холодным климатом(Зеленые масла нельзя смешивать ни с желтыми, ни с красными). Для себя решил точно, что лить его не стоит и для себя решил точно лить только минералку.
Подобных статей очень много
etlib.ru/blog/480-15-luch…lya-gura#ZI%D0%A1_ATF_III
Дело в том, что в гидроусилителе руля, как нигде, много резиновых деталей. Синтетические масла хуже воздействуют на ресурс резиновых деталей на основе натуральных каучуков (практически все типы резин), вследствие своей химической агрессивности. Для того чтобы заливать синтетические масла в систему ГУР, ее резиновые детали должны предназначаться для синтетических масел, и иметь особый состав. Редкие автомобили используют для ГУР синтетические масла! Но зато синтетические масла часто применяются в АКПП. Заливайте в систему ГУР только минералку, если в инструкции конкретно не указано синтетическое масло!
Жидкость залил Febi 32600 DEXRON VI

Продолжаем, с новой жидкостью вращаем руль из одного крайнего положения в другое несколько раз, при необходимости доливаем до максимального уровня. Затем завожу двигатель на пару секунд,
Даём поработать двигателю несколько секунд, контролируя уровень. Вращаем руль несколько раз из одного крайнего положения в другое и проверяем уровень.

Как устроен и работает ГУР в автомобиле, его ремень и другие детали рулевой рейки?

На сегодняшний день существует несколько видов систем усилителя руля, использующихся для обеспечения более простого управления рулем автомобиля. Одним из таких является гидроусилитель. Что представляет собой эта система, в чем заключается ее принцип работы, какие функции выполняет ремень ГУР? Ответы на эти и множество других вопросов вы сможете найти ниже.

Экскурс в историю

Первые ГУРы стали ставиться на автомобили производителя Роллс-Ройс еще в 20-х годах прошлого века. Предвестником гидроусилителей были пневматические системы, которые по своей конструкции были более простыми. На тот момент гидроусилители не получили широкой популярности, в результате чего эксперимент с их использованием был отложен на какое-то время.

Повторно ГУРы были введены в эксплуатацию в период Второй Мировой войны, тогда они устанавливались на броневики. Через несколько лет эта технология стала повсеместно применяться в автомобилях европейского и американского производства. В принципе, с тех времен устройство и схема гидроусилетеля не претерпела серьезных изменений.

Разновидности гидроусилителей

Любой специалист скажет, что применение гидроусилителя более актуально при эксплуатации транспортного средства в условиях города — ее наличие дает возможность с большей легкостью совершать маневры. Однако при езде за городом, по трассе, большой пользы от ГУРа нет. Поскольку скорость движения по трассе обычно очень высокая, водитель авто с гидроусилителем попросту перестает чувствовать дорогу. А это очень опасно, особенно, если скорость движения действительно большая и особенно, в зимнее время года.

Для того, чтобы избавиться от этого недостатка, производители авто какое-то время использовали рулевые рейки с переменным придаточным отношением. Тем не менее, данный вариант не особо повлиял на недостатки ГУР, поэтому было принято решение о внедрении электроники в работе системы. Именно ее наличие стало модификацией, то есть определило подвид ГУР. Электрогидроусилитель выполняет те же функции и работает по аналогичному принципу, единственное различие заключается в добавлении управляющего модуля, а также исполнительного элемента — электрического клапана.

Конструктивные особенности

Предлагаем ознакомиться с основными компонентами системы ГУР:

  1. Силовой гидравлический цилиндр двойного действия. Этот узел устанавливается в рулевую часть, в частности, между элементами привода и кузова. Он соединяется с золотником, а также гидроцилиндром. Назначение силового узла заключается в преобразовании давления расходного материала в перемещение штока и поршня. Последние используются для изменения положения угля колес.
  2. Бачок руля с подключенными трубками. В нем содержится гидравлическое масло. Для того, чтобы жидкость внутри резервуара была чистой, используется фильтрующий элемент.
  3. Радиатор ГУРа.
  4. Насосное устройство с сальниками и подшипниками, фиксируется на моторе. Привод насоса от коленвала производится посредством ременной передачи от шкива. Используется для образования давления рабочей жидкости.
  5. Смазочный материал, который находится в расширительном бачке. Назначение масла заключается в смазывании трущихся компонентов и дальнейшей передаче усилия от насоса на цилиндр.
  6. Регуляторное устройство или редукционный клапан. Этот элемент находится на деталях рулевой рейки либо привода. Предназначение клапана заключается в распределении гидравлической жидкости в соответствующую полость гидравлического цилиндра либо обратно в расширительный бачок. Также позволяет контролировать частоту вращения коленчатого вала двигателя, в противном случае последний может превысить допустимую норму давления масла. Конструктивно это достаточно сложная деталь, которая состоит из торсиона, а также золотникового клапана.
  7. Соединительные патрубки низкого и высокого давления, подключаются между собой цилиндр, насосное устройство, а также распределительный узел. По этим патрубкам осуществляется циркуляция смазывающего материала из резервуара в насос и обратно.

Фотогалерея «Основные элементы системы гидроусилителя»

Что касается принципа действия, то он основывается на перемещении золотника при вращении рулем. Когда водитель вращает рулевое колесо, насосное устройство образовывает давление в системе, после чего происходит перемещение золотника. Последний закрывает один из сливных шлангов, а смазка начинает поступать в соответствующие полости цилиндра. Посредством гидравлики, которая со штоком давит на поршень, происходит изменение угла положения колес.

Когда колеса автомобиля поворачиваются в определенную сторону, они позволяют направить корпус распределительного узла в сторону перемещения золотника. В тот момент, когда золотник перестает двигаться, корпуса распределительного узла переводятся в исходное положение. Из нагнетательных шлангов смазывающая жидкость поступает в сливную магистраль, после чего усилитель осуществляет перекачку расходного материала с помощью насоса. В это время колеса автомобиля направлены прямо, а когда они поворачиваются, вся схема изменяется и останавливается.

В том случае, если насос выйдет из строя либо оборвется приводной ремешок, это не отразится на функциональности системы и управлении авто. Все потом, что усилие от руля будет поступать на корпус распределительного узла, а затем — на колеса. Гидравлика начнет передвигаться из одной плоскости в другую через предпусковой клапан, при этом она не станет создавать препятствия, что позволит также поворачивать рулевое колесо. Единственная разница в том, что водителю придется приложить для этого небольшое усилие (автор видео — Саня Маевский).

Техническое обслуживание гидроусилителя

Что нужно знать о техническом обслуживании гидроусилителя:

  1. Приводной ремень автомобиля с кондиционером или без него является одной из причин, по которым ГУР выходит из строя. Автовладелец должен всегда следить за состоянием ремешка и его натяжением. На ремне не должно быть следов трещин и других дефектов.
  2. Также нужно следить за уровнем жидкости в резервуаре, поскольку если объем масла будет низким, смазку обязательно придется добавлять. При недостатке жидкости может произойти выход из строя насосного устройства.
  3. Надо следить за состоянием фильтра, расположенного в расширительном бачке. Хотя бы раз в год его следует менять.
  4. Если вы заметили, что в масле появился осадок, то расходный материал обязательно подлежит замене. Дело в том, что наличие любой грязи отражается на свойствах жидкости в целом. Когда смазка теряет свои характеристики, это может привести к повреждению сальников рейки, что в свою очередь может привести к сбою в работе гидроусилителя. Для слива необходимо отсоединить патрубок и открыть крышку резервуара, это позволит быстро слить жидкость из системы. После залива новой смазки нужно при открытой пробке бачка провернуть рулевое колесо в оба крайних положения. Это позволит избавиться от воздушной пробки.
  5. Необходимо учитывать, что в автомобилях с ГУР ни в коем случае нельзя удерживать рулевое колесо в крайних положениях на протяжении более 5 секунд. Это приводит к перегреву смазки в системе.
  6. Также каждый автовладелец должен время от времени производить визуальную диагностику системы, в частности, следить за тем, чтобы она была герметична. Если вы заметили на шлангах следы потеков, это свидетельствует о том, что система нуждается в ремонте. Все поврежденные патрубки подлежат замене.
  7. В том случае, если гидравлический насос вышел из строя, специалисты не рекомендуют длительно эксплуатировать транспортное средство. Это может стать причиной ускоренного износа распределительного узла и выходу из строя компонентов системы рулевого управления (автор видео — канал Ремонт Гидравлики).
Будет полезно:  Печка ваз 2110 не греет или не работает: причины и способы решения проблемы

Недостатки ГУР

Какие недостатки характерны для ГУРов:

  1. Каждый автовладелец должен время от времени проверять систему на предмет повреждений и различных дефектов.
  2. Насосное устройство функционирует от силового агрегата, в результате чего забирает у двигателя часть мощности.
  3. Системы гидроусилителя не предусматривают функцию регулировки положений работы при различных режимах эксплуатации авто.

Видео «Как отремонтировать насос ГУР в гаражных условиях?»

Подробная пошаговая инструкция по ремонту насоса гидроусилителя руля, в частности, по замене сальника и подшипника, приведена в ролике ниже (автор видео — канал Своими руками).

Сальник гидроусилителя – что делать, если он потек?

  • Сальник гидроусилителя – что делать, если он потек?
  • Принцип работы сальника насоса гидроусилителя
  • Замена сальника насоса гидроусилителя
  • Преимущества и недостатки гидроусилителя руля

Принцип реечной передачи силы в автомобилестроении начал использоваться впервые не в виде рулевой рейки. Одним из многих видов механических передач является кремальер. Он выполняет функцию преобразования поступательных движений во вращательные. Вспомните только старые фотокамеры складной конструкции, в них как раз для фокусировки и использовалась реечная передача. Но это автомобильный портал и разговор у нас пойдёт далее об автомобильной рулевой рейке. Автомобильная рулевая рейка уже много лет как одна из основных частей рулевого управления. И на большинстве современных легковых автомобилей так же встречается рулевая рейка. Хотя это не исключает применения и других видов рулевых механизмов, как винт-шариковая гайка и червячная передача.

Принцип работы сальника насоса гидроусилителя

На сегодняшний день, большая часть рулевых реек оснащается механизмами, которые облегчают вращение колеса рулевого управления, особенно в моменты, стоящего на месте автомобиля. Самым распространённым из них является гидроусилитель руля (ГУР). К рулевой рейке приспособлен исполнительный механизм, в состав которого входит распределитель и насос.

В момент вращения водителем руля, торсион начинает закручиваться и тем сильнее становиться его кручение, чем большее усилие к вращению прилагается. А торсион в свою очередь направляет жидкость в устройство исполнения при помощи золотника и системы каналов. В зависимости от стороны, в которую закручивается торсион, подача давления происходит перед поршнем исполнительного устройства или за него.

Поршень крепко зафиксирован на рулевой рейке и это помогает ему создавать сильное давление на масло, которое в свою очередь способствует вращению колеса в нужном направлении. Система также оборудуется предохранительным клапаном. Если водитель вывернет руль до упора, тогда клапан открывается и сбрасывает лишнее давление масла назад в бачок. Путём такого функционирования существенно облегчается вращение руля и происходит ослабление передачи ударов от колёс на руль.

Гидроусилитель рулевого управления не лишён и присущих ему недостатков. К ним относятся потеря информативности рулевого управления и его отзывчивости, нехватку реактивного усилия на рулевом колесе, которая помогает профессиональным гонщикам и просто опытным водителям чувствовать автомобиль и точно проходить повороты даже на очень высоких скоростях. К сведению, система может быть настроена по любым запросам автовладельцев, просто большинство водителей гораздо больше уважает комфорт и безопасность передвижения.

Эти слова напрямую можно отнести к некоторым моделям «баварских трёшек», где рулевое управление настраивается таким образом, что останутся довольны как профессиональные гонщики, так и журналисты, которые, порой, умеют упрекнуть острым словцом конструкторов в том, что информативность рулевого управления находится не на желаемом уровне.

Система автомобильного гидроусилителя руля – очень надёжный механизм. Его обслуживание сводится, зачастую, к регламентной замене ремня привода и контролю гидравлической жидкости в расширительном бачке. Но несмотря на надёжность всего механизма, всё же сальники рулевой рейки часто начинают утрачивать свою герметичность, в следствии чего гидравлическая жидкость начинает вытекать. Частой причиной этого служит коррозия рейки и её загрязнение, что случается в следствии износа сальников и разрыва пыльников.

Замена сальника насоса гидроусилителя

В первую очередь возьмите шприц с трубочкой и выкачайте всё содержание расширительного бачка гидроусилителя руля. Когда там будет пусто, снимите шланг с обратки и вставьте его в банку, где уже имеется жидкость из бачка и прокрутите руль несколько раз в разные стороны, чтобы оставшаяся жидкость вытекла из гидроусилителя и не пролилась на Вас. После этого приступайте к снятию гидроусилителя.

Снимите правое колесо, снимите защитный кожух, который зачастую держится на двух болтах. После головкой на 14 открутите эти два болта. Первым открутите тот, что снизу, затем потяните ГУР на себя и снимите ремень, а после этого откручивайте и верхний болт. Если не выходит вытащить гидроусилитель руля, воспользуйтесь специальным приспособлением для этого. После этого рожковым или накидным ключом (будет зависеть от положения болта) на 14 выкрутите болт, фиксирующий непосредственно гидроусилитель руля.

Для этого для своего же удобства оттяните ГУР назад. Манипуляции, которые Вам придётся проводить с этим болтом, принесут мало удовольствия, особенно при обратном его закручивании. Когда болт начал прокручиваться, не доводите его до конца, перед этим выкрутите шланг высокого давления, находящийся под капотом. Для этого Вам нужно будет вооружиться двумя рожковыми ключами на 17 и 22.

Если не провести эту манипуляцию, гидроусилитель отвалится, повиснув на шлангах. После заберитесь под автомобиль и снимите поперечную балку. Это необходимо для того, чтобы полностью вытащить гидроусилитель. Выкрутите до конца ослабленный ранее болт и дёрните гидроусилитель руля, чтобы он сошёл. Далее тяните его вниз, но здесь есть один существенный момент: Вы открутили под капотом шланг высокого давления, но шланг подачи, что держится на хомуте возле гидроусилителя – нет. Этот шланг снимается достаточно проблематично ибо руки до него не дотягиваются. Для удобства открутите расширительный бачок вместе со шлангом расширителя, чтобы ГУР можно было ближе подтянуть к себе. Отсоедините шланг аккуратно, ибо с него польётся масло.

Снизу гидроусилителя снимите ещё два тонких шланга и снимайте гидроусилитель через большое отверстие за трассой глушителя, которое образовалось после снятия балки. Всё, гидроусилитель руля у Вас в руках. Почистите его и снимите шкив. Для этого открутите болт на 14. Это будет сделать сложно, предупреждаем заранее. Далее вытащите шкив, но не потеряйте шпонку.

Подготовьте новый сальник. Тонкой отвёрткой, длинным гвоздём или шилом пробейте старый сальник и выковыряйте его. Осторожно, не касаясь вала! Вытрите место, в котором располагался старый сальник, чистой ветошью. Равномерно нанесите тонкий слой герметика на обойму нового сальника, смазав её и запрессуйте его.

Для запрессовки можно воспользоваться старым сальником. Попросите помочь Вам, ибо оправа может часто слетать. После соберите всё в обратном порядке и прокачайте гидроусилитель руля. Заправьте полностью расширительный бачок и прокрутите руль. Как будет уходить жидкость, подливайте её до полного заполнения бачка. Эти манипуляции проделывайте пока жидкость не перестанет уходить. Но есть ещё один важный момент – внимательно слушайте то, как выходит воздух во время прокрутки руля. Крутить можно будет и долго, но так необходимо. Результатом будет абсолютно бесшумная работа гидроусилителя руля, тишина в салоне, отсутствие пены в бачке, мало вибраций и больше комфорта!

Преимущества и недостатки гидроусилителя руля

Гидроусилитель рулевого управления – достаточно громоздкая система, но в то же время достаточно дешёвая в производстве, что положительно сказывается на цене автомобиля, который оснащается ГУРом. На сегодняшний день гидроусилитель руля устанавливается, зачастую, на малобюджетные автомобили и мощные внедорожники. Использование гидроусилителя руля на внедорожниках поясняется тем, что он обладает большой мощностью передачи крутящего момента на механизм рулевого управления. В этом и заключается основное преимущество гидроусилителя руля.

Но недостатками этот механизм обладает, конечно, и их гораздо больше. Первым минусом является тот факт, что в автомобиле с гидроусилителем руль нельзя держать в крайнем положении более пяти секунд, ибо происходящий перегрев масла может привести к поломке ГУРа. Второй минус – периодическое обслуживание гидроусилителя руля с периодичностью один раз в полгода: нужно менять жидкость, следить за уровнем масла в системе, проверять приводы, целостность шлангов и насоса ГУР.

В-третьих, работа насоса гидроусилителя прямо связана с мотором, поэтому насос постоянно заимствует у него часть мощности, которая, к слову, расходуется в пустую, когда автомобиль движется прямо. Четвёртый минус – невозможность настраивания режимов работы механизма в зависимости от условий передвижения. Последний недостаток – это слабая информативность обратной связи на высоких оборотах.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источники:

http://autojiza.ru/ustroystvo-skhema-gidrousilitelya-rulya-remen-bachok-trubka-radiator-salnik-drugie/

http://www.drive2.ru/l/495689804567019904/

http://avtozam.com/elektronika/eby/remen-gur/

http://auto.today/bok/3237-salnik-gidrousilitelya-chto-delat-esli-on-potek.html

http://autojiza.ru/ustroystvo-korobki-peredach-raznovidnosti-printsip-raboty/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector