Для чего нужно сцепление в автомобиле с механической коробкой передач

Skoda Octavia BLUE TURBOлёт TSI › Бортжурнал › ЛИКБЕЗ для тех, кто хочет авто с МКПП)

Небольшой ликбез для тех кто хочет взять авто с “механикой”) Большинство людей здесь, конечно же, петрят, но а кому-то поможет. По крайней мере, не всем везет с хорошими учителями и иногда приходится разбираться самому.

МКПП совсем не смущала даже в условиях московских пробок, так как когда умеешь юзать ничего не затекает и не устает (главный враг механики – человек, постоянно держащий ногу над сцеплением или чуть на нем и когда постоянно играют сцепление-газ, особенно в пробках, тогда и сцепление долго не прослужит (быстро можно подпалить) да и нога “отвалится” в хорошей пробке на пару часиков. Так что в пробке алгоритм следующий: выжали сцепление-первая передача-отпустили сцепу и нога сразу влево на подножку, начинаете останавливаться-быстро выжали сцепу-перевели на нейтраль и опять нога сразу на подножку отдыхает. Выжимать сцепление следует быстро.

Если нужно быстро стартануть с высоких оборотов, то постарайтесь предварительно немного “натянуть” сцепление: выжимаете сцепление, включаете первую передачу, правой ногой (пяткой) нажимаете на тормоз, носком нажимаете немного на газ и начинаете отпускать сцепление секунды на 2, потом выжимаете сцепу обратно. Эта операция позволит Вам быстро стартовать, сохраняя больший ресурс Вашей КПП. Понятно, что в экстренных ситуациях нужно просто стартовать. Отпускать сцепление нужно и быстро, и плавно. Это тяжело понять на словах пока просто сам этому не научишься. Учиться, конечно, лучше на недорогих авто. Обороты двигателя, с которых лучше всего стартовать для всех машин различны, это зависит от того на каких оборотах у двигателя Вашей машины максимальный крутящий момент, от типа привода Вашего авто, от резины, погодных условий и т.д.

Для продвинутых юзеров по-любому необходимо освоить перегазовки при переключении на пониженную передачу. Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении, на подъеме, перед обгоном и т.д. В целом, практически всегда делаю перегазовку при включении пониженной. В основном при последовательном спланированном торможении или, если нужно быстро ускориться, а ты едешь на 4-6 скоростях с небольшой скоростью, тогда перегазовка и 2 или 3 передача.

Последовательность действий:
— сбросить газ и выжать сцепление;
— резко «открыть» и «закрыть газ», доведя частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих оборотам двигателя на этой скорости, поэтому необходимо знать какие значения соответствует каким скоростям и на каких передачах, кто ездит на своих авто больше недели – для тех это уже не проблема.
— включить понижающую передачу без паузы на «нейтрали»;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
В идеале перечисленный алгоритм занимает где-то полсекунды, не больше.

Этот прием позволит снизить нагрузки на Вашу КПП, особенно на синхронизаторы, а также ЗНАЧИТЕЛЬНО поднимет безопасность Вашего вождения при активной езде, особенно зимой. На механике это уметь просто необходимо. На S5 особенно приятно делать перегазовки, учитывая её звук.

Некоторые совершают перегазовку с двойным выжимом сцепления, на современных авто с современными МКПП это не особо актуально в связи с тем, что есть синхронизаторы, которые уравнивают окружную скорость шестерни и муфты включения и не дающие муфте заблокировать шестерню, так что это уже old school, но тоже гуд, не многие могут хорошо это делать.

У кого есть какие практические советы по МКПП – пишите сюда! Всегда интересно узнать что-то новое.

Добавляю инфу из Википедии:

Эксплуатация МКПП (рекомендации)

В процессе эксплуатации автомобиля следует правильно пользоваться коробкой передач во избежание поломок и преждевременного износа.

* Стараться двигаться преимущественно на прямой передаче, при техническом наличии её на автомобиле, так как при этом путь крутящего момента получается наиболее коротким, и в его передаче не задействованы лишние шестерни (момент передают только первичный и вторичный валы, которые на прямой передаче соединяются в одно целое; при этом шестерни промежуточного вала, естественно, продолжают вращаться, но крутящего момента не передают), что увеличивает КПД трансмиссии и уменьшает износ;
* Переключение передач производить согласно приведённым в инструкции к автомобилю значениям максимальной и минимальной скорости на каждой передаче;
* Включение задней передачи при движении автомобиля вперёд, даже на небольшой скорости, категорически недопустимо.
* Не следует допускать длительной езды на скорости выше 20 км/ч с выжатым сцеплением, особенно на заднеприводных автомобилях, где это может привести к быстрому износу выжимного подшипника сцепления; нажимать педаль сцепления следует резко, а отпускать — плавно, но не допуская пробуксовки и не трогая акселератор, что значительно ускоряет износ;
* Недопустимо на скользкой дороге двигаться с выключенным сцеплением или коробкой передач на нейтральной передаче;
* Следует применять приём торможения двигателем — совместно с торможением автомобиля производится поочередное переключение передач с высшей ступени на низшую. При этом происходит более эффективная остановка автомобиля тормозом и двигателем.
* Недопустимо переключать передачи в поворотах, так как это может привести к заносу; до начала поворота следует перейти на низшую передачу, а по мере его прохождения — слегка нажать на педаль акселератора.
* Для облегчения работы синхронизаторов, следует:

При переходе с низшей передачи на более высокую — переключение производить в два приёма, с некоторой паузой в нейтрали;
При переходе с высшей передачи на более низкую, переключение производить в один приём.

* После использования наката при движении под уклон, в конце его необходимо делать «перегазовку» во избежание преждевременного износа сцепления и коробки переключения передач. Это нужно для того, чтобы уравнять обороты вращения колес с оборотами вращения коленчатого вала двигателя, который в это время работает на холостом ходу. Надо выжать педаль сцепления, довести газом обороты двигателя до предполагаемых для комбинации текущей скорости и предполагаемой передачи и включить эту повышенную передачу. К примеру после съезда с горки накатом скорость автомобиля 60 км/ч; нужно прикинуть, какая передача лучше всего подойдет для этой скорости, к примеру 4-я передача, а затем — какие обороты разовьет двигатель на 4-й передаче на скорости 60 км/ч (примерно 2000 об/мин), и «перегазовать» двигатель до этих оборотов (опытный водитель делает это «на глазок» на уровне автоматизма).
* Необходимо постоянно проверять уровень масла в картере МКПП и своевременно производить его замену, так как при длительной работе в КПП масло превращается в абразив за счёт повышения содержания частичек металла, неизбежно отделяющихся от шестерён в процессе их естественного износа, что в свою очередь значительно ускоряет износ;
* На автомобилях иностранного производства, соблюдайте указанную в инструкции марку смазочного масла, некоторые МКПП зарубежных автомобилей требуют специальных материалов, например, гипоидного масла или ATF.

Преимущества и недостатки
Преимущества

* Наименьшая по сравнению с иными типами цена.
* Намного меньшая в сравнении с гидромеханической трансмиссией масса.
* Высокий КПД по сравнению с гидромеханической трансмиссией.
* Обычно не требует отдельной системы охлаждения, как АКПП.
* Несмотря на немалый прогресс в области конструирования АКПП, на сегодняшний день средний автомобиль с АКПП при прочих равных уступает автомобилю с МКПП по топливной экономичности и динамике разгона.
* Относительная простота и отработанность конструкции.
* Достаточно высокая надёжность (срок службы самой МКПП без ремонта сравним со сроком службы автомобиля в целом, только сцепление требует относительно частой замены).
* Большинство моделей не требуют дефицитных или специфических расходных материалов, частого обслуживания.
* У автомобилей с МКПП шире набор специальных техник вождения, опытный водитель может более эффективно использовать такой автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью.
* Автомобиль с МКПП легко пускается «с толкача», может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.
* МКПП, в отличие от гидромеханической АКПП, допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии.

* Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках.
* Относительно АКПП сложнее управление автомобилем, необходимость наличия специфического навыка для достижения плавного переключения передач без рывков.
* Переключение передач сопряжено со временным разобщением двигателя и трансмиссии, что увеличивает время переключения.
* Как и у любой ступенчатой КПП, невозможно плавное изменение передаточного отношения при разумном количестве ступеней, в отличие от CVT.
* Малый ресурс сцепления.

Поскольку МКПП требует от водителя намного большего опыта, чем АКПП, в некоторых странах существует практика либо делать два разных вида водительских «прав», либо принимать водительские экзамены только на МКПП (Пакистан, Российская Федерация, Беларусь, Украина).

Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Будет полезно:  Какие амортизаторы подобрать на тойота авенсис второго поколения?

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником

Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Будет полезно:  Какие амортизаторы подобрать на тойота авенсис второго поколения?

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Как работает сцепление автомобиля с МКПП

Устройство автомобиля с механической коробкой передач в обязательном порядке предполагает наличие механизма сцепления в устройстве трансмиссии. При этом следует отметить важность данного узла, так как именно благодаря сцеплению передается крутящий момент от мотора на колеса, а также удается мягко и плавно трогаться с места и далее переключать передачи КПП.

Если просто, сцепление связывает коробку и двигатель, позволяя передавать усилие ДВС на трансмиссию. При этом, если возникает такая необходимость, сцепление позволяет «размокнуть» жесткую связь ДВС и КПП. В этой статье мы подробно рассмотрим, для чего нужно сцепление и как работает сцепление автомобиля, а также на что обратить внимание в рамках эксплуатации машины с МКПП.

Как работает сцепление и что делает педаль сцепления

Итак, как уже было сказано выше, сцепление можно считать основным связующим звеном между ДВС и коробкой передач. Давайте разберем его назначение и устройство. В первую очередь, механизм сцепления служит для соединения коробки передач с мотором. Также данный узел позволяет не только передавать, но и прерывать поток мощности от двигателя на коробку передач.

Если же водитель нажимает на педаль сцепления, диски сцепления размыкаются, тем самым прекращается передача крутящего момента. Так вот, размыкание дисков и прекращение передачи усилия от ДВС на КПП необходимо для включения передач.

Следовательно, принцип действия является таковым: во время нажатия на педаль сцепления диски между собой разводятся, вследствие чего можно переключиться на нужную передачу. После того, как водитель включил нужную передачу, педаль сцепления отпускается, диски смыкаются и мотор снова передает усилие, вращая колеса через трансмиссию.

Становится понятно, что механизм сцепления является немаловажным составляющим. Без сцепления автомобиль попросту не сможет начать свое движение, а в процессе езды переключать передачи будет достаточно сложно или невозможно. Например, без использования педали сцепления удается понизить передачу, что под силу опытному водителю.

Однако переключение на ступень выше без сцепления становится намного более сложной задачей. Также не следует забывать и о том, что такие переключения будут жесткими, в значительной степени возрастает риск повредить зубья шестерен коробки передач.

Для управления сцеплением используется исключительно левая нога. Еще возле педали сцепления есть площадка, куда левая нога убирается для отдыха в том случае, если нет необходимости выжимать сцепление. Данное решение позволяет исключить дискомфорт и онемение ноги, если ее удерживать над педалью в случае преодоления больших дистанций на 4-ой или 5-ой передаче, которые используется на трассе после набора скорости.

Также не рекомендуется держать ногу над педалью сцепления или ставить ногу на педаль, не нажимая на нее. В этом случае срок службы узла сцепления значительно сокращается, так как даже легкое нажатие приводит к тому, что сцепление смыкается не до конца и изнашивается.

Зачем сцепление необходимо для начала движения автомобиля с места

Начнем с того, что сцепление можно выжимать резко, однако отпускать педаль нужно плавно. При этом в самом начале движения, чтобы автомобиль максимально плавно тронулся с места, необходимо деликатное отпускание педали сцепления.

Если иначе, чем плавнее водитель отпускает педаль, тем «мягче» смыкаются диски, тяга от двигателя передается не резко, а постепенно, не создается ударных нагрузок и т.д. В дальнейшем, когда автомобиль начал движение, сцепление можно отпускать быстрее, однако слишком резко бросать педаль также не стоит.

Как правило, водители-новички, а также те, кто раньше ездил только на АКПП, определенное время учатся правильно отпускать сцепление. Важно контролировать педаль, выжимать сцепление до упора перед включением передачи, а также чувствовать момент начала смыкания дисков сцепления и тот момент, когда диски полностью сомкнулись. Это позволяет правильно стартовать с места, дозировать тягу педалью газа, не изнашивать мотор, сцепление и коробку.

Подведем итоги

Как видно, сцепление представляет собой важный и ответственный узел, который позволяет не только эффективно взаимодействовать с КПП, но и значительно увеличить ресурс самой коробки, двигателя и других элементов, агрегатов и узлов. При этом правильная работа водителя со сцеплением позволяет свести к минимуму рывки, удары и повышенные нагрузки при езде на автомобиле, который оборудован механической коробкой переключения передач.

В результате формируются уникальные навыки, которыми попросту невозможно овладеть при эксплуатации машины с коробкой автомат, робот или вариатор. По этой причине опытные водители и инструкторы рекомендуют с самого начала обучаться вождению на «механике» даже при условии того, что сегодня имеется отдельная возможность получить права на АКПП.

Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.

Как отрегулировать педаль сцепления, для чего нужна регулировка: функции сцепления, регулировка педали сцепления (свободный ход и общий ход).

Сцепление: корзина, выжимной, диск сцепления. Назначение и устройство, принцип работы корзины сцепления. Как увеличить срок службы сцепления.

Диск сцепления: назначение и устройство. Как выполняется замена диска сцепления, самостоятельная замена данного элемента. Рекомендации.

Сцепление автомобиля и обзор конструкции: нажимной диск сцепления, ведомый диск, выжимной подшипник. Виды приводов сцепления на МКПП и коробках-робот РКПП.

Как реализовано сцепление в устройстве трансмиссии на автомобилях с АКПП по сравнению с механической или роботизированной КПП. Особенности и отличия.

Как, не выжимая сцепление, переключать передачи на механической коробке и почему это важно уметь?

Механические коробки передач подразумевают наличие на автомобиле сцепления, которое водители выжимают при переключении ступеней. При этом возможно переключение передач без выжимания сцепления, с подобной необходимостью водитель может столкнуться в том случае, если отказали какие-либо узлы или требуется быстро переключить скорость, не выжимая при этом соответствующую педаль. Поговорим поподробнее о том, как переключать без сцепления передачи на механической коробке скоростей.

Проблемы со сцеплением
При эксплуатации автомобиля на сцепление приходится существенная нагрузка, поэтому не редкость выход из строя такого узла, причем чаще всего подобное происходит в дороге, после чего требуется либо как-то добраться в сервис, либо вызывать эвакуатор и платить деньги за подобные услуги. Чаще всего на автомобилях со сцеплением обрывается тросик, который идёт к вилке непосредственно от педали. Также может отмечаться износ и выход из строя выжимного подшипника, обеспечивающего разведение дисков в сцеплении.

При наличии подобных неисправностей правильно выжимать сцепление и переключать передачу будет невозможно. Большинство автовладельцев, оказавшись в такой неприятной ситуации, вызывают эвакуатор, а это сегодня несколько тысяч лишних рублей, которые можно было бы сохранить, научившись переключать скорости без сцепления. В данном случае потребуется соответствующий правильный алгоритм действий, который исключает повышенную нагрузку на коробку, а автовладелец сможет добраться в сервис или заехать в гараж, где в последующем и будет выполняться ремонт автомобиля.

Как трогаться и ехать на МКПП без сцепления
Тронуться на механической коробке передач даже в том случае, если отказало сцепление, не составит особого труда. Необходимо будет заглушить двигатель, включить первую передачу и после этого крутить стартер, слегка нажимая педаль газа. В обычной ситуации автомобиль просто дергался вперед и тут же глохнул, но если водитель будет поддавать газ, то двигатель продолжит работу, а машина начнет движение. В последующем на первой скорости, включив аварийку, можно добраться в сервис, расположенный неподалеку.

Будет полезно:  Как слить антифриз с блока двигателя

Если же гараж или мастерская находится на другой стороне города, что доехать на одной лишь первой передаче будет невозможно. Расскажем поподробнее, как переключать скорости на МКПП, когда по каким-либо причинам вышло из строя сцепления. Шестерни коробки передач соединяются друг с другом по одной стороне. В тот момент, когда водитель отпускает акселератор буквально на несколько секунд, шестерни изменяют свое положение, и в этот момент можно включить нейтральную передачу. То есть, водителю нужно будет резко на скорости отпустить газ и тут же включить нейтралку.

На движущемся автомобиле включить повышенную передачу с нейтралки не составит труда, нужно лишь правильно определить оптимальные для этого обороты. Обычно около 2.000 оборотов коленвала скорость валов в МКПП и двигателе сравнивается, что позволяет без выжимания педали сцепления включить нужную передачу. При этом потребуется несколько большее усилие на рычаг коробки передач, по сравнению с тем, как если бы было выжато сцепление.

Чтобы включить с нейтралки пониженную передачу необходимо кратковременно нажать на газ, после чего отпустить педаль, и в самом начале падения оборотов включить пониженную передачу. Следует сказать, что движение на третьей или четвёртой передаче будет относительно беспроблемным без сцепления, а вот, чтобы перейти на вторую или первую, потребуются существенные усилия. Поэтому следует выбирать скорость и дорогу таким образом, чтобы можно было держать высокие передачи.

Подведём итоги
Если на автомобиле с механической коробкой передач вышло из строя сцепление, это не повод сразу же вызывать эвакуатор и таким образом доставлять авто в сервис. Вполне возможно переключать скорости даже без сцепления, нужно лишь правильно действовать, грамотно выжимать педаль газа или верно определять показатель оборотов двигателя, когда можно активировать высшую ступень, не опасаясь при этом вывести из строя МКПП или сам мотор.

Педаль сцепления в машине на механике: для чего нужна и как пользоваться

Езда на транспортном средстве требует от водителя специальных навыков и умений. Особенно, если речь идет об автомобилях с механической трансмиссией. Не зря на курсах вождения каждому приходится пройти сквозь многочасовые занятия, которые подготовят обучающегося к самостоятельной езде. Но даже после завершения обучения нельзя с уверенностью сказать,что ученик стал мастером. Ведь существует достаточно много нюансов, которые касаются сцепления.

Если разобраться в них, можно не только улучшить старт и разгон, но и существенно повысить срок службы элемента. Именно о том, как работает педаль сцепления, а также о тонкостях ее эксплуатации, мы и поговорим сейчас.

Что приводит к износу элемента

Сцепление – достаточно деликатный узел. Таким образом, неправильная эксплуатация может привести к его преждевременному износу. К примеру, на поломки сцепления сильно влияет агрессивный стиль вождения. Уличные гонки – не самый лучший способ продлить срок службы этому элементу. Кроме того, не способствуют долговечности также длительные пробуксовки по непрочному дорожному покрытию (грязь, песок и т. д).

Понять, что сцепление вышло из строя, можно по характерному запаху, который доносится из узла. Но больше всего сцепление страдает, если резко его бросать, если в этот момент мало дать газа, то машина вообще может заглохнуть. Но с опытом, когда водитель начинает чувствовать машину, он может быстро отпускать педаль сцепления, чуть ли не бросая ее, и жать газ в пол и машина просто будет срываться с места.

Педаль сцепления: для чего она нужна

Прежде чем разобраться, когда нужно выжимать сцепление в автомобиле, следует понять принцип работы данного узла вообще. Стоит отметить, что агрегат является одним из основополагающих элементов ходовой части транспортного средства. С его помощью можно разъединять коленчатый вал с коробкой передач на небольшой промежуток времени. Именно это и позволяет переключать передачи в ходе езды.

Как правило, большинство современных легковых автомобилей оснащается однодисковым фрикционным сцеплением. Устройство сцепления предполагает наличие основного элемента и привода.

Понять, пригодна ли педаль сцепления к работе, можно при помощи одного простого теста. Включаем четвертую скорость, после чего выжимаем педаль акселератора до максимума. Если диск сцепления не будет изношенным, из силового агрегата донесется характерный рев, и вы почувствуете толчок. Если же это не наблюдается, необходимо заменить узел. Кроме того, иногда признаком неполадки элемента выступает запах жженой резины.

Как сцепление работает

Чтобы понять, как подводить сцепление, необходимо ознакомиться с принципом работы элемента. Стоит отметить, что узел состоит из:

  • диска нажимного типа. В быту можно встретить и еще одно название данного элемента – «корзинка». Такое название нажимной диск получил благодаря своему внешнему сходству с корзинкой. Эта деталь напрямую соединяется с маховиком;
  • ведомый диск. С его помощью можно сократить вероятность сгорания;
  • выжимной подшипник. Устройство находится на первичном валу, благодаря ему возможно функционирование вилки привода;
  • собственно педаль. С ее помощью можно управлять сцеплением. В транспортных средствах с автоматической коробкой переключения передач педаль не предусмотрена.

Несколько советов о том, когда используется сцепление

Достаточно часто можно услышать, что самая легкая педаль – сцепление, ведь она напрямую не отвечает ни за торможение, ни за ускорение. Стоит отметить, что такое утверждение является ошибочным.

Именно сцепление позволяет опытным водителям управлять транспортным средством максимально эффективно.

С его помощью можно добиться максимальных показателей производительности и долговечности транспортного средства. С другой стороны, неправильное использование элемента часто приводит к преждевременному износу сразу нескольких узлов машины (включая и двигатель). Таким образом, возникает необходимость научиться прибегать к сцеплению в нужный момент. Сейчас мы поговорим о том, как и когда стоит использовать сцепление. Но для начала надо убедиться в том, что была проделана правильная регулировка сцепления.

Что нужно помнить при старте

Когда транспортное средство заводят, рычаг коробки передач должен быть расположен в нейтральном положении. Чтобы предотвратить повреждение сцепления, педаль необходимо выдавить, после чего установить первую передачу. Важно, чтобы коленвал и коробка передач соединились максимально ровно, без рывков.

Чтобы грамотно перейти от нейтралки к первой скорости, необходимо следовать следующим пунктам:

  • немного выжимаем медаль. Если маховик соединится с диском плавно, машина начнет двигаться с минимальной скоростью;
  • делаем паузу на несколько секунд. В результате, установится баланс между вращением маховика и диска. Это приведет к небольшому росту скорости;
  • далее отпускаем педаль. Не стоит слишком передерживать сцепление, иначе диск преждевременно износится.

Правила старта

Стоит помнить, что перед стартом машины силовой агрегат следует немного прогреть. Кроме того, важно выключить ручной тормоз. Зажимаем сцепление до упора, после чего переводим рычаг КПП на первую скорость. Чтобы предотвратить сгорание сцепления, нужно установить его таким образом, чтобы обеспечить оптимальное схватывание. Одновременно легонько отпускает педаль сцепления и нажимаем на педаль газа. Делаем это плавно, не спеша.

Важно, чтобы показатель тахометра не превышал 1,5 тыс. об.

Некоторые автовладельцы предпочитают контролировать все на слух, но так не всегда можно принять верное решение. Тем более, если водитель не слишком опытен. Лучше следить за тахометром – так оно будет вернее для новичков. Опытные водители такими вопросами не задаются и просто ездят вообще не задумываясь.

Стоит отметить, что на первых порах чувствовать педаль сцепления будет достаточно трудно. Таким образом, для водителей рекомендуется мягкая обувь, благодаря которой чувствительность водителя повысится. Но не тапочки, как показано на фото выше. Лучше одевать удобные кроссовки или мокасины.

Как вести себя в пробке и на светофоре

Учителя из автошкол советуют на светофоре полностью выжимать сцепление и устанавливать первую передачу. В то же время, подобные действия способствуют перегрузкам клапана и, как результат, приводят к преждевременному износу элемента.

Более оптимальным решением тут будет отжать педаль и перейти на нейтралку, а потом когда придет время ехать – выжать сцепление, вставить 1-ю передачу и плавно отпускать сцепление и ехать.

Если же говорить о пробках, то именно они являются самым злостным врагом сцепления. Потому что часто надо то выжимать, то отпускать педаль сцепления. В результате, система быстрее нагревается и изнашивается.

Важность такого элемента, как сцепление, является неоспоримой. От того, насколько правильно водитель сможет манипулировать этой педалью на автомобилях с механической трансмиссией, во многом зависит производительность и долговечность всего транспортного средства. Выше мы описали несколько основных советов, которые помогут новичкам разобраться с особенностями функционирования этого узла, а также позволят продлить срок его эксплуатации. Придерживаясь их, вы сможете быстро научиться тому, как управлять сцеплением на своем авто.

Видео о том как правильно пользоваться педалью сцепления:

Источники:

http://autovogdenie.ru/kak-nauchitsya-ezdit-na-mexanike-sovety-dlya-nachinayushhix-voditelej.html

http://krutimotor.ru/dlya-chego-nuzhno-stseplenie-avtomobilya-mkpp/

http://mashine.parts/articles?id=306

http://avto-cool.com/sovetyi-avtomobilistam/dlya-chego-prednaznachena-pedal-stsepleniya

http://www.drive2.ru/b/533606737928783136/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector