Свечи для двигателя на газу: как правильно выбрать

Свечи для газовых двигателей: что нужно учитывать при выборе

Начнем с того, что в последнее время на фоне постоянно растущих цен на бензин и дизтопливо установка ГБО на автомобиль с бензиновым мотором стала действительно массовым явлением. Такой вариант позволяет извлечь максимальную выгоду, так как перевод бензинового автомобиля на более дешевый газ дает возможность существенно снизить расходы на топливо.

Еще нужно добавить, что дизельные модели даже с учетом высокой экономичности стоят дороже бензиновых, а также не лишены ряда собственных проблем. Что касается электрокаров, такие авто пока еще остаются в меньшинстве. Получается, фактически единственной доступной альтернативой становится возможность переоборудовать машину под газ.

Если точнее, речь идет о моторном масле для газовых двигателей, а также о свечах зажигания. Если с моторным маслом все более-менее понятно, то со свечами могут возникнуть сложности. Далее мы поговорим о том, зачем менять свечи зажигания для ГБО, а также что нужно учитывать и как правильно выбрать свечи для двигателя на газу.

Почему нужны «газовые» свечи зажигания при переходе с бензина на газ

Как правило, квалифицированные специалисты после установки ГБО на машину отдельно рекомендуют сразу заменить свечи зажигания. Для замены следует использовать специальные свечи для моторов на газу, которые несколько отличаются от обычных.

Необходимость такой замены продиктована тем, что обычные свечи рассчитаны на то, чтобы поджигать смесь, которая состоит из бензина и воздуха. Условно такая смесь более «плотная». При этом во время горения этой смеси возникает определенная температура.

Получается, если использовать обычные «бензиновые» свечи при работе на газу, ресурс таких свечей сильно сокращается, то есть происходит их быстрый выход из строя. Также с учетом недостаточной эффективности нарушаются общие процессы сгорания газо-воздушной смеси в цилиндрах, что приводит к снижению мощности ДВС и негативным последствиям для двигателя.

С учетом таких особенностей свечи для двигателей на газу имеют несколько уменьшенный зазор между электродами по сравнению с традиционными аналогами для моторов, которые работают исключительно на бензине. Однако и это еще не все, так как постоянная работа в условиях повышенных температур означает, что свечи под газ должны быть более устойчивыми к такому нагреву. При этом срок их службы должен соответствовать общепринятым стандартам.

Из иридия изготавливается центральный электрод, покрытие из платины напаивается на боковые электроды, медный стержень в основе боковых электродов позволяет эффективно отводить избыточное тепло. Также может быть доработана и сама конструкция свечей для газовых моторов (корпус покрывается дополнительным защитным слоем и т.д.)

Подбор свечей зажигания для двигателя с ГБО

С учетом вышесказанного становится понятно, что свечи после перехода на газовое топливо нужно менять. Это позволит добиться необходимого срока службы данных элементов, а также исключить проблемы, связанные с полноценностью сгорания заряда в цилиндрах.

Итак, давайте рассмотрим наиболее популярные свечи зажигания для двигателей на газу, а также их плюсы и минусы. В самом начале стоит обратить внимание на то, что сегодня в продаже представлено много свечей, которые позиционируются в качестве решений для моторов с ГБО. При этом большой выбор не только не облегчает, но и несколько осложняет задачу по поиску наиболее оптимальных решений.

  • Если обратиться к опыту самих автолюбителей, а также проанализировать рекомендации специалистов, отдельно выделяются японские свечи зажигания. В случае с ГБО отдельного внимания заслуживает позиция Denso IW20.

Сразу отметим, стоимость достаточно высокая (около 10-12 у.е. за одну свечу, то есть как минимум 50 долларов США за комплект из 4 штук). Однако такая высокая цена частично оправдана тем, что данная позиция Denso повышает мощность двигателя на 3-5%, также уменьшается расход газа на 5-7%. Что касается срока службы, элементы способны отработать заявленный ресурс в полном объеме.

  • На втором месте в списке лучших свечей для ГБО снова оказались японские изделия. Теперь речь пойдет об NGK Laser Line 2, которые достойно показали себя на моторах, которые используют газ.

Главным их отличием от конкурента является в два раза большая стоимость (от 110 у.е. за комплект). Это обусловлено тем, что активное использование иридия и платины позволило увеличить срок их службы до 200 тысяч километров.

  • Теперь перейдем к более доступным вариантам. Среди таких продуктов можно выделить свечи Bosch WR7DP, которые специально разработаны для двигателей на газу.

При этом цена является волне доступной для большинства автолюбителей, которые установили ГБО на свой автомобиль. Если точнее, стоимость находится в пределах 21-22 у.е. за комплект.

  • Также среди более доступных свечей для моторов на газу следует выделить Brisk LR1YS. Данный продукт представляет собой неплохое решение по соотношению цена/качество, доступен во многих точках продажи. Стоимость комплекта около 13-15 у.е. Свечи специально разработаны для работы на газу и неплохо справляются со своей задачей.

Однако на этом плюсы заканчиваются, так как особого сокращения расхода топлива и значительно увеличенного срока службы ожидать не следует.

  • В списке наиболее бюджетных решений также выделяются отдельные позиции. Например, свечи Plazmo for Super GAZ являются украинской разработкой для двигателей с ГБО. При этом одновременно с низкой стоимостью (около 5 у.е. за 4 штуки) данный продукт отличается приемлемым сроком службы (до 100-120 тыс. км.).

Вполне очевидно, что использование таких свечей не уменьшит расход газа и не добавит двигателю мощности, однако не следует бояться и значительного нагарообразования, пропусков зажигания, троения двигателя, проблем с запуском и т.д. С учетом демократичной цены и достаточного ресурса вариант очень неплохой.

  • Также в список наиболее доступных по цене решений для моторов с ГБО попали свечи зажигания Beru 14R-7DU. Фактически данный продукт является обычными свечами среднего уровня для бензиновых ДВС. При этом их также можно использовать для двигателей на газу.

Как показывает практическая эксплуатация, если водитель активно использует как газ, так и бензин, данные свечи в этом случае подходят хорошо, так как не особенно чувствительны к смене вида топлива.

Еще стоит отметить, что среди представителей нижнего ценового сегмента свечей зажигания под газ можно встретить много решений, однако на практике даже обычные «бензиновые» аналоги среднего качества могут оказаться лучше, чем специальные газовые, но самые дешевые свечи.

Прежде всего, важен ресурс свечей, стабильность их работы на газу, калильное число и т.д. По этой причине перед покупкой того или иного варианта следует не только подбирать свечи для авто с ГБО, но и внимательно изучать характеристики, особенности, параметры и т.д.

Советы и рекомендации

Как видно, правильно подобрать свечи для газовых двигателей является не самой простой задачей. Более того, достаточно часто можно встретить утверждение, что свечи под газ являются полным аналогом бензиновых, то есть использовать такие решения нет никакой необходимости. Ели к этому добавить крайне высокую стоимость изделий для ГБО из топовой линейки, тогда понятно, почему сторонников такого мнения среди автомобилистов очень много.

Другими словами, водители зачастую склонны думать, что дешевые газовые свечи хуже средних бензиновых, при этом дорогие свечи под газ ставить уже нецелесообразно. Давайте внесем некоторую ясность.

При этом стоимость таких изделий находится практически на одном уровне с похожими газовыми. Вполне логично, что владельцу авто с ГБО не следует сразу менять уже имеющиеся иридиевые или платиновые свечи. Перейти на газовые варианты можно уже после окончания срока службы свечей с учетом некоторых отличий и адаптации под газовое топливо.

Также свечи для мотов на газе имеют повышенную стойкость к нагреву, калильный индекс-число т.д. Это значит, что они способны работать в условиях более высоких температур и справляться с тепловой нагрузкой, которая увеличивается после перехода на газ.

Что в итоге

Если говорить о мощности, расходе газа и ресурсе двигателя, важно понимать, что все зависит не только от свечей. Прежде всего, двигатель должен быть тщательно настроен под газ, не должно быть проблем со смесеобразованием (сильное обогащение или обеднение смеси), при необходимости дополнительно регулируются зазоры клапанов, а также используется масло для двигателей на газу и т.д.

Только при соблюдении перечисленных выше и целого ряда других условий специальные газовые свечи внесут свой вклад, а сам водитель сможет почувствовать реальные изменения в работе мотора.

Тюнинг и модернизация свечей зажигания своими руками для улучшения топливной экономичности и других характеристик ДВС. Как самому доработать свечи.

Срок службы свечей зажигания различных типов, после какого пробега рекомендуется менять свечи, признаки необходимой замены. Полезные советы и рекомендации.

Выбор свечей зажигания между производителями NGK и Denso. Как подобрать свечи и на каком бренде остановить свой выбор. Особенности и нюансы при подборе.

Преимущества и недостатки использования газобалонного оборудования. Обслуживание и эксплуатация ГБО, польза и вред газа для двигателя и штатных систем.

Будет полезно:  Tsi двигатель: что это такое?

Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.

Перевод дизельного двигателя на газ: принци работы газодизеля, особенности установки ГБО на дизельный мотор. Преимущества и недостатки ГБО на дизеле.

Как выбрать свечи зажигания для двигателя с ГБО?

После того как вы установили ГБО на свой автомобиль и почувствовали реальную экономию и моральное удовлетворение, ваша езда станет беззаботной. Однако необходимо помнить, что ГБО, как и любое оборудование, требует регулярного обслуживания и знаний определенных тонкостей, без которых эксплуатация автомобиля на газу будет невозможна. Сегодня мы расскажем о том, как необходимо подходить к выбору свечей зажигания для ГБО, а также о том, чем они отличаются от обычных свечей.

Можно, конечно, поставить обыкновенные свечи (бензиновые), которые, скорее всего, позволят вам эксплуатировать ваш автомобиль, однако раскрыться на полную с такими свечами ваш двигатель с ГБО вряд ли сможет. Можно довериться специалистам сервиса, на котором вы обслуживаетесь и купить свечи для ГБО те, которые посоветуют они. Однако с таким подходом можно легко стать жертвой заинтересованных лиц, которые под видом хороших свечей продадут вам те, которые им выгодно вам продать. Другими словами — доверяй, но проверяй.

Для начала о калильном зажигании свечей зажигания

Скажу сразу, что по этой величине принято характеризовать тепловые характеристики свечи. Калильное зажигание, если выразиться на доступном языке — температура, при которой воспламенение топливной смеси будет происходить не от искры, а от нагретого электрода. Газ, в отличие от бензина, воспламеняется немного по-другому, а скорость сгорания газа в разы меньше, поэтому газовая смесь будет беднее, чем бензиновая. Когда двигатель работает на газу, топливно-воздушной смеси для того чтобы воспламениться нужно более высокое напряжение — 16 кВ по сравнению с бензином, у которого это значение равно — 14 кВ.

При сгорании газовой смеси, температура в камере сгорания намного выше, в результате чего обычные бензиновые свечи изнашиваются намного быстрее. Именно по этой причине, свечи на ГБО необходимо ставить “холодные”, то есть с более высоким калильным числом.

Иридиевые свечи зажигания для ГБО

Со слов некоторых специалистов и понимающих людей, на авто с ГБО лучше устанавливать иридиевые свечи зажигания, т. к. в их производстве, а точнее в производстве центрального электрода обычная сталь заменена иридием или платиной. Благодаря этому, толщина электрода уменьшается с 2,5 до 0,4-0,8 мм. Для чего уменьшать толщину? Это делается потому, что более тонкий электрод позволяет увеличить напряженность электрического поля, а вместе с тем, стабильность заряда и энергетику. Увеличивается также интенсивность и скорость поджига горючей смеси, которая для авто с ГБО очень важна. За счет увеличения скорости распространения пламени топливо сгорает более полно, а мощность самой вспышки увеличивается, тем самым, позволяя предотвратить падение мощности двигателя во время работы на газу.

Если посмотреть на внешний вид искры, которую вырабатывает обычная свеча, можно увидеть, что она нестабильна, и нередко может менять свой цвет в довольно большом цветовом диапазоне: от ярко-красного до бледно-синего. Абсолютно другая ситуация происходит с иридиевыми свечами, которые производят свечу четкого белого цвета. Цвет весьма важен, поскольку наиболее плохой считается искра розового цвета, из-за нее возникают пропуски в зажигании. Если двигаться вверх по цветовому спектру синего цвета, то чем более синей будет искра, тем горячее она становится и, тем надежнее становится зажигание. Вне конкуренции находится искра белого цвета, увидеть которую можно при работе иридиевых свечей. Стабильное воспламенение топливной смеси не только компенсирует падение мощности во время работы на газу, но и к тому же позволяет сделать смесь более бедной, что так или иначе положительно сказывается на экономии топлива. Экономия топлива составляет от 2% до 8%, первое значение характерно для карбюраторных двигателей, а второе для инжекторных.

Какие именно свечи можно устанавливать на двигатель с ГБО?

Свечи японского производства NGK LPG LaserLine 2. Кстати, прекрасно подходят для двигателей, работающих на газу за счет использования драгметаллов (центральный электрод иридиевый, боковой — платина).

Свечи для газа DENSO WK20 также хорошо устанавливать на мотор работающий на газу. Свечи этой марки позволяют увеличить мощность двигателя, повысить экологические показатели, а также получить экономию топлива. Небольшая стоимость и неплохие показатели делают эти свечи прекрасным бюджетным вариантом.

Свечи зажигания DENSO Iridium IW20, можно считать идеальными свечами для газовых моторов, толщина центрального электрода всего 0,4мм, благодаря чему свечи обеспечивают стабильный разряд, который одинаково хорошо подходит как для газа, так и для бензина. Несмотря на высокую стоимость, свечи стоят того, чтобы их купить, т. к. срок их службы, со слов самого производителя, может превышать срок службы самого силового агрегата. Объясняется это тугоплавкостью материалов, из которых изготовлены свечи электродов.

Независимо от того, какие свечи вы решите купить, главное при выборе обращать внимание на температурный показатель, если он будет слишком низким – свечи обрастут отложениями, слишком высокой — получите калильное воспламенение, когда смесь загорается не от искры, а от разогревшегося электрода. Лучше всего покупайте свечи с тонким электродом, желательно чтобы центральный был иридиевым.

Свечи зажигания для газа: как выбрать и в чем отличия

Свечи зажигания – элементы, отвечающие ща возгорание топливной смеси в тепловых двигателях. Система зажигания в двигателях внутреннего сгорания, использует искровые свечи, воспламеняющие топливную смесь высоковольтным разрядом, создаваемым электродами свечи.

Свеча состоит из:

  • центрального токопроводящего элемента;
  • обрамляющего изолятора;
  • корпуса с резьбой и боковым электродом.

Свеча зажигания размещается в головке блока цилиндров двигателя таким образом, что часть с электродами находится в камере сгорания, а хвостовая, на контактный стержень которой подается напряжение – вне двигателя. В момент максимального сжатия смеси в цилиндре на свечу подается напряжение. Разряд, происходящий между боковым и центральным электродами, воспламеняет топливную смесь, что происходит при каждом цикле работы цилиндра.

Центральный электрод соединен с контактным стержнем посредствам герметика, проводящего ток. Такое решение снижает помехи от высоковольтного разряда на электронику автомобиля.

Изолятор, состоящий из тугоплавкой керамики, защищает центральный стержень и должен находиться в определенных границах температур – от 500 до 900 град. Ниже 500 градусов образовывается нагар, который может изменить межэлектродное расстояние и нарушить искрообразование. Выше 900град. – происходит воспламенение топливной смеси от самой свечи — калильное зажигание. Часть изолятора свечи, находящаяся внутри головки цилиндра, может иметь разную величину. В зависимости от теплового конуса свечи разделяют на:

Это обуславливает их использование для разных режимов работы двигателя и различных размеров агрегата – чем больше агрегат, тем холоднее будет свеча.

Переоборудование автомобиля на ГБО: изменения в работе при смене топлива

Газообразное топливо, используемое в автомобиле, может быть:

  • сжатым природным газом (метан);
  • сжиженным нефтяным (пропан-бутановая смесь),

что несколько изменяет конструкционные схемы. Сложилась определенная градация по «поколениям» газобаллонного оборудования от первого до шестого.

Что изменяется в работе двигателя, работающего на газу?

Смена топлива неизбежно меняет картину горения: уменьшает скорость, увеличивает температуру. Сгорание газа дает меньшее количество окислов. Эти характеристики влияют на выбор свечей по калильному числу.

Калильное число – характеристика допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Величина калильного числа пропорциональна допустимой тепловой нагрузке свечи.

Состояние свечей зажигания очень зависимо от температуры – при невысокой покрываются нагаром, высокие могут привести к воспламенению от температуры изолятора свечи, что недопустимо.

Сопротивление газовой смеси выше, нежели бензиновой, что предполагает установку свечи для газа. Их особенностью является более маленький, до 0,4мм, зазор между электродами. Малая площадь нагрева центрального электрода дает более низкую температуру при более высоком коэффициенте теплопроводности. Это особенность сплавов группы платиновых, по сравнению с металлом обычной свечи. Термостойкость этой группы металлов также выше.

Виды газовых свечей зажигания

Свечи рознятся по количеству боковых электродов, что стабилизирует искрообразование. Разнообразие взаиморазмещения центрального и бокового электродов, вкупе с величиной зазора, дает разную по интенсивности искру.

Свечи для газа отличаются разнообразием материала изготовления:

  • медь, используемая в боковых электродах, выдерживает большие температуры, характерные для газовых смесей;
  • покрытие из платины придает электродам высокую коррозионную стойкость;
  • иридиевый центральный электрод химически нейтрален и очень устойчив к электрокоррозии, а его тугоплавкость позволяет делать толщину элемента около 0.6мм, что существенно уменьшает потребность в напряжении зажигания.

Повышенные требования к коррозионной стойкости в случае газового топлива делают использование свечей с электродами из драгметаллов крайне желательными.

Проверка состояния свечей

Изменение внешнего вида свечей зажигания – симптом несоответствия топлива и нарушений в работе двигателя. На что следует обратить внимание:

  • нарушения целостности корпуса и изолятора, деформация элементов свечи требуют ее замены;
  • черный цвет нагара свидетельствует о переобогащенной смеси и скором выходе свечи из строя;
  • блеск шлака и запах бензина требуют отладки системы зажигания или подбору свечи с соответствующим калильным числом.
Будет полезно:  Замена переднего сальника коленвала ваз 2106

Норма в состоянии свечи – светлый нагар и отсутствие коррозии.

Регламент замены свечей

Частота замены свечей зависит от конструкции и материалов изготовления, что подразумевает коррозионную и температурную стойкость. Стандартные свечи с никелевым цоколем рассчитаны на 30000 км, платина в составе электрода увеличивает пробег до 70000, иридиевый электрод с учетом конструкции и металла бокового может колебаться от 60000 до 100000 км.

По результатам испытаний лучшими для газовых сред оказались свечи с электродами из благородных металлов.

  1. Линейка Bosch Platinum, Германия;
  2. NGK LPG Laser Япония;
  3. DENSO Iridium Tough, Япония.

Свечи Bosch имеют центральный электрод, полностью погруженный в изолятор. Платина в составе дает хорошие показатели:

  • в системе зажигания;
  • коррозионной стойкости;
  • КПД свечи.

А также улучшает динамику разгона, и оказывает незначительное влияние на бортовую электронику, потребляет более низкое напряжение при создании более мощного разряда.

Японские свечи зажигания для газа NGK LPG Laser line прекрасно зарекомендовали себя в работе с обеими газовыми средами. Центральный иридиевый электрод имеет высокую стойкость к электроискровой коррозии, свойство самоочищения. Уменьшение потребляемого напряжения снижает нагрузку на систему зажигания. Устойчивость изолятора к термошоку продлевает ресурс свечи под газ.

DENSO Iridium Tough, Япония. Для машин, работающих на газе, является отличным решением, поскольку дает наилучшее возгорание, и максимальный срок службы.

Состояние свечей нужно проверять не реже, чем в рекомендациях завода-изготовителя. А с учетом состояния отечественного топлива – хотя бы раз в год. Это обезопасит от многих неожиданностей в работе системы зажигания.

Небольшой обзор по свечам и их характеристикам позволяет сделать вывод: нужно ли менять свечи при установке ГБО? Качество работы двигателя, а равно и его ресурс – выше, чем цена адаптированных свечей зажигания.

Выбор свечей на автомобиль с газовым оборудованием. Чем отличаются «газовые» от бензиновых

Последнее обновление – 21 октября 2019 в 07:38

После перевода транспортного средства на газовое топливо (чаще всего это установка ГБО 4 и 2 поколения), производители систем воспламенения, рекомендуют устанавливать на двигатель авто свечи зажигания для ГБО, разработанные специально к эксплуатации на «CNG» и «LPG» (метан/пропан).

И действительно, спустя какое-то время после монтажа газового оборудования, автовладельцы замечают снижение ресурса свечек зажигания, катушек, высоковольтных проводов.

В данной статье разберемся, в чём отличие свечей зажигания для газа и бензина. Ставить ли газовые свечи, или можно ограничиться регулировкой зазоров штатных деталей.

Какая разница между свечами

Главной задачей системы зажигания автомобиля является обеспечение качественного искрообразования на всех режимах работы ДВС. В отличие от бензина, горение высокооктановой газо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя, происходит при повышенной температуре и времени сгорания, а эффективная работа свечи зажигания возможна только в определённом температурном диапазоне. К тому же газовую смесь (метановую или пропановую) сложнее поджечь, для её воспламенения требуется более мощная искра, что вызывает увеличенную нагрузку на элементы зажигания авто.

Для выполнения этих условий, разработчиками проведена адаптация свечей именно под работу на газе, где применены конструктивные решения:

  1. сокращение зазора между электродами (расстояние между боковым и центральным электродом);
  2. уменьшение диаметра центрального электрода;
  3. применение материалов для изготовления электродов выдерживающих температурные нагрузки (платина, серебро, иттрий, иридий).

Перечисленные параметры уже учтены в дорогих бензиновых свечах зажигания, где электроды также имеют напайку из драгоценных металлов. Отличаются они от газовых только лишь зазором.

Какой зазор на свечах для газа и бензина выставлять

Часто после установки ГБО на автомобиль, ДВС начинает троить, появляются провалы и завышенный расход газа, относительно ожидаемого. Происходить эти явления могут по разным причинам, один из вариантов это пропуски в зажигании по причине увеличенного зазора в штатных свечках, из-за подгорания электродов при эксплуатации на бензине. Причём при переходе на бензин всё приходит в норму. Проблема решается уменьшением расстояния между электродами или заменой элементов.

Правильно отрегулированный зазор свечей для ГБО напрямую влияет на полноту сгорания, эффективность воспламенения топливной смеси и стабильную работу мотора, так для газа выставляется размер в диапазоне 0,7-0,9 мм. Но данный параметр очень индивидуален и подбирается в зависимости от ряда факторов:

  • тип применяемой системы зажигания;
  • модель и характеристики двигателя;
  • условия и режим эксплуатации авто с ГБО.

При более частой езде на газовой смеси, подойдут зазоры 0,7 мм и наоборот.

Какие свечи зажигания лучше выбрать для авто с ГБО

От выбора свечей зажигания зависят расход топлива, мощность двигателя, токсичность выхлопа. Чтобы правильно подобрать искрообразователи для работы на газу, нужно следовать рекомендациям производителя системы зажигания для конкретной марки двигателя.

В линейке популярных марок, таких как Denso (Денсо), NGK (НЖК), Bosch (Бош), Beru (Беру) и Brisk (Бриск) имеются свечи, разработанные специально под работу мотора на газе (с газобаллонным оборудованием), с уже отрегулированными зазорами и подобранным калильным числом.

Калильное число свечей зажигания для ГБО – также очень важный параметр, эксперименты с понижением или повышением данного значения могут только навредить двигателю. Но если вы решаетесь на такой шаг, то свечи лучше выбирать более «холодные» (в большинстве случаев у изготовителей своя индивидуальная таблица величины числа).

Более наглядно о калильном числе и возможных последствиях его неверного выбора, можно ознакомиться из видеоролика:

Идеальным решением для машины с газовым оборудованием будет применение «газовых» свечей, лучше подходят иридиевые или платиновые, только стоимость их значительно выше стандартных. Штатные искрообразователи тоже будут отлично работать, но для этого важно помнить о необходимости регулировки зазоров каждые 5-7 тыс. км. пробега. Ресурс таких свечек возможно снизиться.

Стоит отметить, что периодичность (интервал) замены воспламенителей предназначенных для ДВС с ГБО, также может сократиться, всё зависит от ряда факторов:

  • исправная работа двигателя и системы зажигания;
  • условия и манера эксплуатации транспортного средства;
  • качество топлива газ/бензин;
  • правильная установка свечей.

Ко всему прочему, рынок наводнили дешёвые подделки, остерегайтесь не качественной продукции! Покупать лучше всего у официальных представителей заводов изготовителей.

Монтаж новых деталей с уплотнением шайбой или конусом, производится ввинчиванием от усилия руки (с помощью ключа), до упора. Затяжка свечи с кольцом делается в половину оборота, а конусной на 1/15. Если свеча ставится повторно, то в обоих случаях она тянется на 1/15 оборота. Но правильнее воспользоваться динамометрическим ключом и произвести установку согласно заводским рекомендациям, указанным в каталогах и на упаковке.

Обзор (рейтинг) рекомендованных свечей для ГБО

Основываясь на многочисленных отзывах водителей, рассмотрим одни из самых популярных моделей свечей зажигания для работы на пропан-бутановой смеси и метане с краткими характеристиками.

Наиболее распространённые (ввиду дешевизны) свечи Бриск Сильвер для газа (Brisk Silver LPG/CNG — Чехия), имеют серебряный центральный электрод малого диаметра. Цена их варьируется 120-300 рублей за одну штуку:

Маркировка свечи Зазор, мм Уплотнение Интервал замены, км Размер ключа, мм Длинна резьбы, мм Размер резьбы Момент затяжки, Н*м
1BR12S 0.55 ш max. 20.000 16 15 M 12×1,25 15-20
AR12YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 10×1,00 10-15
AR14YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 10×1,00 10-15
BR14YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 12×1,25 15-20
BR14YS-9 0.9 ш max. 30.000 16 19 M 12×1,25 15-20
DOR15YS 0.7 ш max. 30.000 16 21 M 14×1,25 20-30
DOR15YS-1 1 ш max. 30.000 16 21 M 14×1,25 20-30
DR14YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
DR14YS-9 0.9 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
DR15YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
DR15YS-9 0.9 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
DR17YS 0.7 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
DR17YS-9 0.9 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 20-30
ER15YS-9 0.9 ш max. 30.000 16 26,5 M 14×1,25 20-30
GR14YS 0.7 K max. 30.000 16 17,5 M 14×1,25 10-20
GR15YS 0.7 K max. 30.000 16 17,5 M 14×1,25 10-20
GR15YS-9 0.9 K max. 30.000 16 17,5 M 14×1,25 10-20
GR17YS 0.8 K max. 30.000 16 17,5 M 14×1,25 10-20
LR12YS 0.7 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LR14YS 0.7 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LR15YS 0.7 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LR15YS-9 0.9 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LR17YS 0.7 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LR17YS-9 0.9 ш max. 30.000 21 19 M 14×1,25 20-30
LOR15YS 0.7 ш max. 30.000 21 21 M 14×1,25 20-30
MR14LS 0.7 ш max. 30.000 14 26,5 M 12×1,25 15-20
NR14S 0.55 ш max. 30.000 21 12,7 M 14×1,25 20-30
NR15S 0.55 ш max. 30.000 21 12,7 M 14×1,25 20-30
RR15YS 0.7 K max. 30.000 16 25 M 14×1,25 10-20
RR15YS-9 0.9 K max. 30.000 16 25 M 14×1,25 10-20
RR15YS-1 1 K max. 30.000 16 25 M 14×1,25 10-20
RR17YS-1 1 K max. 30.000 16 25 M 14×1,25 10-20
К-уплотнение конусом
Ш-уплотнение шайбой

Доступные по стоимости свечи у фирмы Бош (Bosch- Германия), также имеют отличные рекомендации, в каталоге маркируются BGB. Хорошо подходят к ДВС с ГБО 4 поколения. Стоимость 180-220 руб. за одну единицу:

Маркировка свечи/материал электрода Зазор, мм Уплотнение Интервал замены, км Размер ключа, мм Длинна резьбы, мм Размер резьбы Момент затяжки, Н*м
FR7DC/хром-никель с медным стержнем 0,9 ш max. 30.000 16 19 M 14×1,25 30
YR6DES/серебро 0,7 ш max. 40.000 16 19 M 12×1,25 25
WR7DP/платина 0,8 ш max. 60.000 21 19 M 14×1,25 30

Наилучшим по соотношению цена/качество можно считать свечки Денсо серии TT (Denso-Япония). Центральный и боковой электроды изготовлены из никелевого сплава, за счёт чего обеспечивается ровная работа двигателя, экономия топлива и пониженная токсичность выхлопных газов. Цена за одну штуку 150-180 руб. Также в линейке имеются иридиевые свечи для ГБО по стоимости уже не такие доступные (550 руб. за 1 шт.), но обладающие повышенным ресурсом, более стабильным искрообразованием и стойкостью к воздействию низких температур:

Маркировка свечи/материал электрода Зазор, мм Уплотнение Интервал замены, км Размер ключа, мм Длинна резьбы, мм Размер резьбы Момент затяжки, Н*м
W22TT/никель 0,8 ш max. 60.000 16 17,5 M 14×1,25 20-25
K20TT/никель 1,1 ш max. 60.000 16 19 M 14×1,25 20-25
IT20TT/иридий 0,8 ш max. 120.000 16 17,5 M 14×1,25 20-25
IW20TT/иридий 0,8 ш max. 120.000 21 19 M 14×1,25 20-25
IK20TT/иридий 1,1 ш max. 120.000 16 19 M 14×1,25 20-25
VW22/иридий 0,8 ш max. 120.000 21 19 M 14×1,25 20-25

Отличный выбор для большинства автомобилей – свечи НЖК (NGK LPG LaserLine №1-8) с центральным иридиевым электродом, платиновой напайкой на боковом электроде и специальной конструкцией изолятора, обеспечивают оптимальную работу ДВС на любых режимах эксплуатации. Существует один минус – цена за 1 штуку в среднем 700 руб.:

Маркировка свечи Зазор, мм Уплотнение Интервал замены, км Размер ключа, мм Длинна резьбы, мм Размер резьбы Момент затяжки, Н*м
LPG 1 0,8 Ш max. 60.000 16 19 M 14×1,25 25-30
LPG 2 0,8 Ш max. 60.000 21 19 M 14×1,25 25-30
LPG 3 0,8 Ш max. 60.000 16 19 M 14×1,25 25-30
LPG 4 0,8 к max. 60.000 16 25,5 M 14×1,25 10-20
LPG 5 0,8 ш max. 60.000 16 17,5 M 14×1,25 25-30
LPG 6 0,8 ш max. 60.000 16 19 M 14×1,25 25-30
LPG 7 0,8 ш max. 60.000 16 26,5 M 14×1,25 25-30
LPG 8 0,8 ш max. 60.000 16 19 M 12×1,25 15-20

Более детальный подбор свечей зажигания, к конкретному автомобилю, можно сделать, скачав электронный каталог интересующего производителя по ссылкам ниже.

Свечи зажигания, или Газовые зажигалки

Переходя с бензина на газ, надо ли заодно менять свечи? Пропан-бутан воспламеняют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

svechi

В КОМАНДЕ — ЗАМЕНА

Менять свечи, конечно же, надо. Хотя бы потому, что все наши предыдущие публикации (ЗР, 2005, № 10; 2007, № 8; 2008, № 9) неизменно вылавливали разницу в поведении бензиновых моторов после замены любого из «зажигательных» элементов — от свечей до проводов. А тут — смена топлива: газ и горит иначе, и смесь беднее. Скорость сгорания меньше, температуры выше — но сгорает чище, следовательно, отложений меньше. А ведь это как раз те параметры, которые влияют на выбор как минимум калильного числа свечей! Так можно ли там использовать обычные свечи, как для бензинового мотора? И есть ли вообще в природе специальные, «газовые»?

svechi_no_copyright

ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС

Именно так отвечает Интернет на первые попытки отыскать в нем свечи для одинаково эффективного воспламенения газа и бензина. Однако пятерых участников все же определили. Германию представляет комплект платиновых свечей Bosch Platinum WR7DP, Чехию — Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Японии в конкурсе будут защищать два комплекта разных фирм — иридиевые NGK LPG LaserLine № 2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Критерий отбора беспроигрышный: все эти комплекты рекомендуют для использования на газовых двигателях сами фирмы-производители на своих сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заведомо хорошие свечи BERU 14R-7DU из Франции, которые, однако, ориентированы только на бензин и не снабжены четкой рекомендацией к использованию на «голубом» топливе.

svechi2_no_copyright

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ГАЗА И БЕНЗИНА: СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Испытания мы подогнали под принцип двухтопливности — газ/бензин. Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на двигателе ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: в одних и тех же режимах — от минимальных оборотов холостого хода до больших нагрузок — с каждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность. Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газа — перегрев мотора!

svechi

Все замеры проводили дважды — при нормальном напряжении питания бортовой сети и при пониженном (9 В). Тем самым моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, а ехать надо), так и сильная изношенность свечей, когда интенсивность искрообразования резко понижена.

svechi

ГАЗАНУЛИ…

Даже на бензине разница между свечами есть, и заметная. Причем по сравнению с классическими одноэлектродками экзотика с электродами из металлов группы платиновых (к ним относится и иридий) выигрывает по всем статьям. Лидерами, как и ожидалось, стали «японцы». Мощности добавили мотору немного — до 2%, зато бензина сэкономили около 5%.

svechi

На газе преимущества этих свечей проявились еще ярче. Тут заметнее и прирост мощности — до 6%, и экономия топлива — аж до 7,5%. Но самое интересное произошло с токсичностью. Существенное улучшение качества сгорания, давшее снижение СО и СН, было компенсировано увеличением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания растут, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл лишь усугубил картину.

svechi

Почему? Потому, что скорость сгорания газового топлива значительно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной смеси. Потому-то платиновые и иридиевые свечи с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обычные.

svechi

КОГДА КРАСНЕЮТ ТРУБЫ

Вы видели, как раскаляется выпуск при хороших нагрузочных режимах? Ну так смотрите на рисунок. Нелегко приходится стендовому мотору! При работе на бензине подобная картина наблюдается при раскрутке выше 4800 об/мин, а вот на газе — уже с 4000 об/мин. Меньшая скорость сгорания заставляет смесь полыхать практически до открытия выпускных клапанов. Температуры деталей двигателя растут, а вместе с ними и температуры свечей зажигания.

svechi

Наложение друг на друга температурных графиков для одного и того же комплекта свечей при работе на газе и на бензине показывает, что газовое топливо добавляет и без того горячей трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Слишком малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями — продуктами неполного сгорания топлива и масла. Высокие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению топлива. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая горячая деталь в цилиндре — изолятор свечи.

svechi

Вот здесь-то в очередной раз проявляются преимущества свечей с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато — на сей случай придуманы расчетные методы моделирования. Так вот, температура центрального электрода иридиевой свечи с тонким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обычной свечи. Почему? Площадь нагрева тонкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава значительно выше, чем у стали обычного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.

svechi

Внимательный читатель тут же скажет, что холодные свечи хуже очищаются. Это верно, но газ горит значительно «чище» бензина. К тому же холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, то есть те места, где обычно нарастают отложения, своей температуры по сравнению с обычной свечой практически не снижают.

А ЕСЛИ НЕ МЕНЯТЬ?

А что все-таки будет, если при переводе на газ оставить обычные свечи? Да ничего страшного! Об этом говорит сопоставление обычных свечей BERU и специально «заточенных» под газовое топливо украинских Plazmofor. Но ресурс обычной свечи на «голубом» топливе будет, очевидно, ниже. Впрочем, простая свечка заведомо дешевле иридиево-платиновой экзотики.

Наше резюме: для работы на газовом топливе лучше выбирать тонко-электродные свечи, рекомендованные производителем.

Источники:

http://gboshnik.ru/kak-vyibrat-svechi-zazhiganiya-dlya-dvigatelya-s-gbo/

http://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/svechi-zazhiganiya-dlya-gaza.html

http://gbomotor.ru/poleznoe/sveche-na-avto-s-gbo

http://www.zr.ru/content/articles/236580-svechi_zazhiganija_ili_gazovyje_zazhigalki/

http://www.drive2.ru/b/487404709573820939/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector