От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

Девять лучших гонок мира. Рейтинг ЗР

Всё когда-то начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали силу и вес — о самых-самых и пойдет речь.

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, которые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкуренция! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-то принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Относительно молодые дисциплины автоспорта — скажем, дрифтинг или ралли-кросс — локально популярны, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков владеет классика — кольцевые гонки и ралли.

Можно ли расставить самые известные на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только непонятно, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов телеэфира — величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности состязаний. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком разные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

Кто-то скажет — «Ле-Ман» нынче не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году победители первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) прошли за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, – 5233,5 км.

Отчасти и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, трассы толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эпоха романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех присутствующих. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это по-прежнему 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Изначальная идея — выявить самый надежный и экономичный автомобиль — всё та же. Она привела к появлению особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так давно был краткий период, когда гонка в Ле-Мане выпала из всех мировых серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании списка участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни одна из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

Это далеко не самый первый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Многие гонки, которые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли — вместе с трассами, на которых их когда-то проводили. А эта — жива, причем трасса почти та же самая, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор исконный — Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году, представитель княжеской династии.

Название «Гран-при» давно присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира автоматически получает статус Гран-при — например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой этап им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым престижным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки здесь нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты — рекордно высокие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

Еще одно детище того же Автоклуба, причем более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, которые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и где-то там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на главной площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так родился второй и теперь уже главный смысл слова rally — первоначально под ним подразумевалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих — синоним слова «гонки».

Не важно, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным мероприятием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Зато потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья традиционная изюминка — зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в виде гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин — намного больше, чем «боевой» зачет.

4. Инди‑500

Indianapolis 500, Indy 500

Одно из главных изобретений США — кольцевые гонки по овальной трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Понемногу есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». Иначе здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместимость дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield — внутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 самая большая гоночная аудитория в мире.

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, дала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год входила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки стремились выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише вместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в историю мирового автоспорта.

5. «Дакар»

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан — Ницца. Чудом остался жив — лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что именно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» — затяжной гонки по пустыням с элементами движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж — Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, дальше, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели жары, лишений и около 10 тысяч километров пути.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку — в целях безопасности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в перестрелки и заложники — уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке — по старому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, – проводят новую гонку. Но вся мировая гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников — гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Первый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году близ Ниццы. Старейшая действующая трасса для подъема на холм находится в Англии. А самый знаменитый подъем на холм — конечно, американский «Пайкс-Пик», ведущий отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт — на отметке 2862 м, финиш — на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически модифицировали, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципиально не менялась.

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует здесь всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),- поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но едут сюда со всего мира — японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте — обычное дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Возможно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Попутно это самое масштабное состязание на городской трассе — семь километров с ощутимым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность только в 1999 году.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А началось всё в 1954 году с гонки любителей на легковушках. Позже к Турингу добавился смешанный формульный класс и мотогонки на супербайках. С 1983‑го и поныне проводят всепланетную престижную гонку Формулы‑3, а с 2005‑го — этап чемпионата мира WTCC. Всё это дополняется заездами местных гонщиков, огромной аудиторией и музеем Гран-при, где хранится редкий Triumph TR2 первого победителя — португальца Эдуарду де Карвалью.

8. «Милле милья»

Mille Miglia, «Тысяча миль»

Если сегодня кто-нибудь возжелал бы провести что-нибудь подобное, это обзовут «беспредельным стрит-рейсингом» и запретят еще до старта. А в 1927 году всё прошло нормально: 77 экипажей на спортивных машинах промчались по обычным дорогам от Брешии до Рима и обратно (около 1600 км, или 1000 миль). Дороги и в дальнейшем не закрывали для движения прочего транспорта, потому гонка постепенно обрастала жертвами. И легендами тоже: в 1954 году, например, Ганс Германн на Porsche 550 Spyder пролетел под закрытым шлагбаумом перед носом скоростного поезда. Благодаря гонке «Милле милья» прославились итальянские марки Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, да и Bugatti заодно. Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола, Энцо Феррари, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс — все они здесь выступали. А красные таблички-указатели, придуманные еще в довоенные времена, стали вечным лейблом гонки.

Первым, кто запретил это безобразие из-за очередной трагедии, унесшей несколько жизней, был Муссолини. После войны гонка возродилась, но ее то переносили на закрытую трассу, то запрещали, то снова разрешали. В 1977‑м ее возродили в очередной раз — в формате спокойного ретроралли для машин, выпущенных не позже 1957 года. Проходит до сего дня, заслужив неформальный титул самой красивой в мире дорожной гонки и почетный камень в умозрительной аллее гоночной славы.

9. Гонка чемпионов

Race оf Champions

ROC — самая юная из гонок, которые можно отнести к числу великих. Придумала ее раллистка Мишель Мутон — в память о погибшем раллисте Хенри Тойвонене, а на первый старт в 1988 году пригласили восемь раллийных чемпионов мира. Естественно, на раллийных автомобилях — резких, быстрых и шумных.

Суть: парные гонки по параллельным дорожкам на короткой замкнутой трассе, проигравший выбывает. Первая гонка ROC прошла близ Парижа, и в финале Юха Канккунен одолел Тимо Салонена. Сражение суперзвезд имело колоссальный успех, и гонка стала ежегодной. Долгое время (1992–2003) она гостила на острове Гран-Канария, логично и красиво закрывая сезон чемпионата мира по ралли.

Затем организаторы решили уйти от гравия и солнца под крыши стадионов в мегаполисах: Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Дюссельдорф. И заодно — от чисто раллийного имиджа: на старт нынче приглашают звезд из самых разных дисциплин. Постепенно исчезли раллийные автомобили, да и раллисты тоже. На недавнем розыгрыше ROC‑2017 в Майами почти половина пилотов представляли Формулу‑1, в том числе три экс-чемпиона — Алонсо, Баттон и Феттель. Нельзя сказать, что стало хуже, просто сместился общий акцент — с самой гонки в сторону шоу. В любом случае это одно из самых заметных событий гоночного года.

10. Это место вакантно

Могло ли его занять что-нибудь советское или российское? После 1917 года, наверное, нет. Старейшей гонкой на территории бывшего СССР является рязанский автокросс «День Победы», проводимый с 1964-го. Но с годами он захирел и давно не собирает по 400 участников, как в лучшие времена. Самый глобальный и международный из действующих российских проектов — ралли-рейд «Шелковый путь». Для попадания в мировой топ‑10 он слишком молод. А Гран-при России Формулы‑1 — просто еще один из многих аналогов.

Изобрести что-то грандиозное в автоспорте уже невозможно? Всё уже придумано до нас? Не исключено. Но вполне реально сделать что-то ярче и интереснее, чем было раньше. Ведь многие великие гонки родились именно так.

Самый первый “Дакар”

Постер ралли-рейда “Париж-Дакар” 1979 года – Adv Joe

История “Дакара” началась в далёком 1977 году, когда мотогонщик Тьери Сабин заблудился в ливийской пустыне во время ралли Абиджан-Ницца. Оставшись в одиночестве и потеряв свой компас, француз блуждал по пустыне в надежде, что он встретит кого-то и будет спасён. 14 января его с вертолёта заметил организатор гонки Жан-Мишель Син – к тому времени единственным источником влаги для Сабина были камни, которые он постоянно посасывал.

Проведя три ночи в одном из самых безлюдных мест планеты, где компанию ему составляла лишь его тень, Сабин, по возвращению во Францию, решил реализовать идею, которая пришла ему в голову во время блужданий – показать необъятность пустыни как гоночной дистанции другим гонщикам, в первую очередь мотоциклистам. Он решил создать самую сложную, самую опасную гонку планеты, не соревнование, а вызов. Так и родился ралли-рейд, названный по своему первому маршруту “Париж-Дакар”. Слоганом для первого “Дакара” (лишь дважды за африканскую жизнь марафона участники не бывали у Розового озера, а вот с 1995 года старт давался уже не в Париже, и название гонки сократилось до одного слова) стала фраза, полностью отражающая суть соревнования: “Вызов для тех, кто принимает участие. Мечта для тех, кто не решился это сделать”.

Тьерри Сабин оказался талатнливым организатором, и на следующий день после Рождества 1978 года, 26 декабря, 182 участника приняли старт в Париже. Им предстояло пройти за три недели (финиш был намечен на 14 января в Дакаре) немыслимую дистанцию – 10 тыс. километров, из которых 3168 составляли спецучастки по песчаным и каменистым пустыням, грязи, саванне и бескрайним дюнам. Участникам предстояло пересечь территорию шести стран – Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты (с 1984 года – Буркина-Фасо) и Сенегала.

Команда “Ямахи” на “Дакаре” в 1979 году – Adv Joe

В первом “Дакаре” не было ещё разделения по категориям участников – была только одна-единая классификация, и основной ударной силой стали мотоциклисты, которые составили практически половину от стартующей техники – 90 (плюс 80 автомобилей и 12 грузовиков). Самым распространённым мотоциклом была “Ямаха 500ХТ” – 38 участников сделали выбор в пользу байка, проверенного гонкой Абиджан-Ницца. И выбор оказался верным – забегая вперёд, следует сказать, что и победитель, и финишировавший вторым гонщик, оба восседали именно на “Ямахах”; всего же до финиша впоследствии добралось 14 500ХТ. Основной ударной силой считалась заводская команда “Ямаха/Сонаута” (Yamaha/Sonauta), в составе которой ехали Жан-Клод Оливье, Жиль Конт, Кристиан Райе и Руди Потисек, в последнюю минуту заменивший Сержа Баку, у которого возникли проблемы с гоночной лицензией.

Будет полезно:  Проверка и диагностика системы питания карбюраторного двигателя: что нужно знать

Не осталась в стороне и “Хонда”. Понимая, что новое соревнование привлечёт к себе внимание и станет хорошей возможностью для промоции их нового внедорожного байка, японцы предложили всем участникам скидку на свою новую модель XL-250S. Более того, всем им во время ралли-рейда оказывалась заводская поддержка, для чего “Хонда” наняла целый самолёт DC3, в котором с локации на локацию путешествовали четыре инженера с двумя тентами и комплектом запчастей, плюс на дистанции участников сопровождали два грузовика. 29 мотогонщиков в итоге использовали XL-250S, 15 из них добрались до финиша, включая бронзового призёра ралли-рейда.

Была и третья заводская команда в “Дакаре” 1979 года – французский импортёр “Мото Гуцци”, компания “Сьюдем” (Seudem) усадила пятерых гонщиков на 500ТТ, которые стали своеобразными франкенштейнами: подвеска была усилена, седло взято от модели ” V1000 Конверт”, а топливные баки – от “V7 Спорт”. Правда, до финиша добрался лишь один гонщик команды, на далёком 48 месте – мотоциклы подвело заднее колесо, которое просто не выдерживало нагрузку в песках, и повышенный расход топлива.

Также мотоциклистами использовалась и другая техника: “Судзуки”, “Кавасаки”, “Хонда 125 XLS”; гонщики на БМВ и MZ до финиша добраться не смогли. Среди автомобилей самой популярной техникой были “Рендж Роверы”, “Ленд Роверы”, “Тойоты BJ” и другие популярные тогда внедорожники, хотя встречались и багги, и даже более экзотические для бездорожья конструкции – такие как “Рено 4” или “Пежо 504”.

Маршрут “Дакара” 1979 года – Adv Joe

В 9:15 утра 26 декабря вице-мер Парижа дал отмашку флагом и первый “Дакар” стартовал от дворца Трокадеро. Сначала участники перебрались на военную базу в Монлери, где прошёл первый спецучасток длиной всего 3,6 км – для того чтобы определить порядок старта в Алжире. Его выиграл Кристоф Нёве на “Рендж Ровере”.

Далее аж до 1 января участников ралли-рейда ждали исключительно переезды. 27 декабря они двинулись из Монлери на Марсель, однако сразу же не обошлось без неприятностей – одна из семи женщин-участниц, Коринна Коппехаг, влетела в резко затормозивший автомобиль. По прибытию в порт отправки в Африку у неё был диагностирован перелом ступни и “Дакара” для гонщицы закончился, толком и не начавшись.

Кристоф Невё и его “Рендж Ровер” – Dakar d’Antan

28-30 декабря техника участников переправлялась морем из Марселя в Алжир, 31-го участники переезжали из Алжира в Регган, преодолев более 1000 км за один день, где 1 января и был дан фактический старт гонке – 270 км до Ин-Салаха. Спецучасткок был выигран двумя “Рендж Роверами” – протокол возглавил Жаки Приве, за ним расположился Невё, а третье время показал Кристиан Райе на 500XT. Непривычность к подобным соревнованием привела к тому, что сразу же четверть участников заблудилась в первый же день.

Следующий день – вновь перегон, до Таманарассета, где 3-го января стартовал следующий спецучасток, до Ин-Геззама, который вновь выиграл Невё и гонщик “Ямахи”, только на этот раз – Потисек. А вот переезд в Нигер на следующий день обернулся небольшим скандалом – после старта спецучастка Ассамакка-Арлит (230 км) Сабин обнаружил, что на втором километре дистанции гонщики на развилке сворачивают не туда, причём массово. Причиной тому были журналисты, которые выехали ещё до старта, сбив своими следами с толку гонщиков. Было принято решение выслать перехват, чтобы весь караван не заблудился в пустыне.

Однако некоторые участники разминулись с организаторами, причём большинство из них были мотогонщиками на “Ямахах”, которые на тот момент находились в лидирующей группе генеральной классификации и поэтому уходили на дистанцию одними из первых. Спортсмены вскоре поняли свою ошибку и, в поисках ориентиров, постепенно сбились в одну группу и даже нашли верную дорогу. Правда, на них обрушилась ещё одна напасть – у них практически полностью закончился бензин. На их счастье, они на наткнулись на группу японских туристов (в Нигере!) и даже смогли на ломанном английском, взывая к национальной гордости, убедить их поделиться топливом. Но всё равно, прибыв на финиш, Оливье, Райер, Потисек сотоварищи обнаружили, что не уложились во временной лимит прохождения дистанции, за что и получили штраф в семь часов; их протест, естественно, был отклонён. Победителями же спецучастка стали Жерар Доранжон на “Рено 5” и Патрик Шааль на… “Ямахе”, который вышел в лидеры общего зачёта.

Следующий день (Арлин-Агадес, 231 км) остался за Пьер-Луи Моро на “Пежо 504” и Оливье, а вот 6 января на спецучастке Агадес-Ниаймей принесло первую трагедию. Молодой мотогонщик Патрис Доден опаздывал на старт и не застегнул ремни своего шлема. Пытаясь сделать это на ходу, он потерял контроль над своей “Ямахой”, упал и ударился головой о камень, причём шлем слетел ещё в процессе падения. Гонщик был немедленно госпитализирован и отправлен спецбортом в Париж, но всё равно скончался от полученных травм там несколько дней позднее.

Но это была не вся драма, которой обернулся последний спецучасток Нигере. Маршрут, проложенный полгода до гонки, с того времени значительно ухудшился – дороги оказались разбиты в хлам, а густая растительность делала объезды по обочине практически невозможными. И если мотоциклисты ещё худо-бедно проезжали, то автомобили и грузовики застревали и ломались. Убойность дороги стала причиной того, что с дистанции сошли два фаворита гонки, оба – заводские гонщики “Ямахи”: Потисек на каменистом участке упал и сломал ногу, а Оливье при объезде препятствий врезался в “Рендж Ровер” Невё, сломав запястье. При этом он сумел доехать до финише и даже стать лучшим на СУ, но травма не дала возможность продолжить борьбу.

Следующий спецучасток Ниаймей-Гао был отменён и заменён простым переездом в Мали, где 8 января участников “Дакара” ждал день отдыха – до финиша оставалось ещё 3000 км и шесть дней. Удивительным в этой ситуации было то, что в строю до сих пор находился “Рено KZ 11 CV” – французский автомобиль 1920-х, собрат машины, которая проехала в 1927-м всю Африку с севера до самого Кейптауна. Ещё более удивительным стало и то, что экипаж Филиппа Айата, журналиста и искателя приключений, Жана-Пьера Домблиде, школьного учителя, и Даниеля Нолана, технического специалиста, предоставленного “Рено-Гордини”, финишировал на 71-м месте!

Спецучасток Гао-Мопти стал самым длинным в ралли-рейде 1979 года – участники преодолевали боевую дистанцию в 600 км. Во время которой сменился лидер гонки – Патрик Шааль, имея 19 минут преимущества над Сирилем Невё, братом Кристофа, упал и сломал мизинец на ноге, выбыв из дальнейшей борьбы. Невё вышел в лидеры гонки, хотя СУ выиграли и Конт (мотоциклы), и Ален Женестье (автомобили).

“Рендж Ровер” Женестье – Dakar d’Antan

Из Мопти в Бамако вновь был перегон, после чего за 11-12 января гонщики преодолели почти 700 км спецучастков до Каеса – последней точки в Мали. Причём путь из Бамако в Ниоро стал самым тяжёлым испытанием для участников – гонщики описывали маршрут как “усеянный ямами размером c ванную”, причём бездорожье сменялось зыбучими песками, что делало дистанцию практически непроходимой не то что для автомобилей, но и для мотогонщиков. Лишь один участник, Филипп Вассар, сумел преодолеть 417 км вовремя, и Сабин принял решение увеличить лимит прохождения дистанции – в противном случае получалось, что лишь один гонщик имел право финишировать в Дакаре.

Победитель “Дакара”’79 Сириль Невё – Dakar d’Antan

Уже под самый финиш гонка лишилась двух из лидеров: Юбера Ориоля – двигатель на его “Ямахе” умер, когда оставалось проехать буквально один день, чтобы финишировать третьим, – и Жана-Клода Морейе, который по аналогичной причине лишился второго места. Аналогичные проблемы возникли и у лидера Невё на перегоне до Бакеля, откуда участникам предстояло 14 января преодолеть финальные 96 км до Розового озера, но его механики, к счастью, имели запасной двигатель, который за ночь и был установлен на “Ямаху”.

Участники “Дакара” на берегу Розового озера в 1979 году – Adv Joe

Всего до финиша в “Дакаре” добралось 74 участника, из них 34 – мотогонщики, которые из-за характера дистанции и профессиональной подготовки и доминировали в том году в общей классификации, тем более что большинство экипажей на автомобилях и грузовиках выполняли роль техничек у спортсменов на двух колёсах. Кроме того, многие участники на четырёх (и более) колёсной техники воспринимали “Париж-Дакар” 1979 года как одно большое приключение и ехали его скорее на гражданской, чем гоночной технике.

Лучшие среди грузовиков в “Дакаре” 1979 года – Dakar d’Antan

Первые три места в рейде “Париж-Дакар” 1979 года заняли мотоциклисты: Сириль Невё, Жиль Конт (оба – на “Ямахе”) и Филип Вассар (“Хонда”); два автомобиля – “Рендж Ровер” (Ален Женестье, Жозеф Тербийо и Жан Лемордан) и “Рено 4” (Клод и Бернар Морро) замкнули топ-5. Мартина де Кортанзе на “Хонда 250 XLS”, заняв 19-е место, стала лучшей участницей. Лучшим среди грузовиков стал “Пинцгауер 6х6”, которым управляли Жан-Франсуа Дюнак, Франсуа Бо и Жан-Пьер Шапель; они заняли 44-е место в классификации.

Мартина де Кортанзе – Adv Joe

Практически все участники “Дакара” 1979 года были из Франции – лишь шестеро из увидевших столицу Сенегала были не французами. Лучшими из “иностранцев” стали итальянцы на “Фиат Кампаньола” Чезаре Жиродо, Антонио и Марио Каваллери, а монегаск Юбер Ригаль на “Рендж Ровере” выиграл последний 96-километровый СУ по Сенегалу, став 16-м в общей классификации. Стартовали и в самом первом марафоне пять автомобилей “Лада Нива”, два из которых добрались до финиша – Пьер Минонзио и Жан-Луи Леденту закончили гонку 28-ми.

“Лада Нива” на “Дакаре” 1979 года – Dakar d’Antan

Несмотря на общий успех соревнования, была и волна критики со стороны журналистов – из-за того, что заводские команды – “Хонда” со всеми её самолётами и инженерами и “Ямаха” с мириадом техничек, – превратили “большое приключение в соревнование у кого денег больше”. В принципе, они оказались правы – в 1980-м году заводских команд стало ещё больше, классификация была разделена на привычные нам отдельные зачёты мотоциклистов, автомобилей и грузовиков, и “Дакар” постепенно стал превращаться в то соревнование, которое мы знали и любили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Быстрее Ferrari: 7 гоночных машин мощнее Формулы 1

Электричество, биодизель и ракетное топливо против бензина. В каких гоночных сериях отдача двигателей превосходит Формулу 1? Мы нашли 7 очень мощных автомобилей

В 2019 году мощность машин Формулы 1 перевалила за тысячу лошадиных сил. Больше всего отличаются двигатели Ferrari. За счет этого гонщики Scuderia Шарль Леклер и Себастьян Феттель так хороши на трассах с длинными прямыми.

Формулу 1 называют Королевскими автогонками — и если говорить о времени прохождения круга, то болиды Ф1 и впрямь окажутся самыми быстрыми четырехколесными машинами на планете. Но вовсе не самыми мощными. Вот семь гоночных дисциплин, в которых отдача двигателей выше, чем в Формуле 1.

1.Кольцевые гонки грузовиков

Знаете почему в Америке ездят большие грузовики с капотами, а в Европе — без? Дело в дорожных стандартах. В США развязки и эстакады шире, а максимальная длина грузовика с полуприцепом может быть больше. В Европе требования другие: чтобы вписаться в местные нормы, грузовики укорачивают. Поскольку длина фуры с контейнером едина по всей планете, укорачивать приходится сам седельный тягач.

В результате такой селекции в Европе выжили семь крупных марок тяжелых грузовиков. Кто из них круче? Ответ могут дать гонки!

Такие соревнования называются Европейским чемпионатом по гонкам грузовиков, на английском это звучит как FIA ETRC. Гоняются, к счастью, без фур. Но даже без прицепа такой монстр весит более пяти тонн. Чтобы гоночная махина двигалась быстрее, чем в час пик на МКАДе, двигатели форсируют до 1200 л.с. Это на самом деле не так просто, так как правила запрещают видимый дым из выхлопных труб. То есть коптить как старые дакаровские «КамАЗы» нельзя: солярку, а точнее биодизель, требуется дожигать.

С 30 км/ч в повороте до 160 км/ч на прямой гоночные тягачи разгоняются за шесть секунд. Быстрее нельзя — максимальная скорость ограничена в целях безопасности. Несколько лет назад этапы ETRC проводились в России на Смоленском кольце. Последний раз гонка там прошла в 2013 году.

Кстати, спортивные грузовики бывают и мощнее. Несколько лет назад Volvo сделала тягач мощностью 2400 л.с, который разгоняется до 276 км/ч.

2.Дрифт

Что такое дрифт? Если кратко – фигурное управление автомобилем в скольжении. Победитель здесь выявляется не по чистой скорости, а по мастерству исполнения. Значит, мощность не так и важна?

С одной стороны так и есть. Большинство участников строят машины на основе легких праворульных купе Nissan Silvia с относительно скромными двухлитровыми турбодвигателями.

Однако тот факт, что только за счет мощности победить невозможно, привел к тому, что технический регламент практически никак не сдерживает фантазию инженеров в подкапотном пространстве. Главное, чтобы привод был строго задний, а мотор стоял спереди.

В итоге среди участников можно встретить пилотов на машинах под 1350 л.с. Самые мощные варианты получаются из Dodge Viper. Это логично, учитывая, что базовый двигатель там — 8,3-литровый V10. На который никто не запрещает поставить механический нагнетатель.

Есть варианты и на основе моторов General Motors Small Block, то есть маленьких V8. Маленькими по американским меркам считаются двигатели объемом 7,4 литра. В стоке такой мотор в семилитровом виде используется, например, на Chevrolet Corvette. В теории, Small Block можно форсировать до 2,5 тысяч лошадиных сил, но в дрифте и половины от этой цифры будет за глаза.

В чемпионатах по всему миру встречаются и совсем экзотические варианты. Как вам, например, Mazda MX5 с четырехроторным турбированным двигателем конструкции Ванкеля от побеждавшей в Ле-Мане Mazda 787B? Который форсировали до 1200 л.с.? В азиатской Формуле Дрифт есть и такая.

Будет полезно:  Система отопления ваз 2115 инжектор: схема, замена радиатора печки и крана отопителя (видео)

3.NIO EP9

Строго говоря, это не совсем гоночный автомобиль в том смысле, что ни в каких гонках он не участвует. С другой стороны, и серийным спорткаром его не назовешь.

EP9 – это электрический суперкар, который был создан китайской компанией NIO с целью установления всевозможных рекордов в классе электрокаров. Поскольку спортивные электрокары только начинают появляться, соперников EP9 в свое время не нашлось. Всего сделано шесть таких машин, и лишь в отдельных странах они были омологированы для движения по дорогам общего пользования.

Под капотом… да нет там никакого капота. Есть четыре мотора непосредственно у каждого колеса. Их суммарная мощность – один мегаватт или в более привычных единицах измерения – 1360 л.с.

NIO действительно установил несколько рекордов, правда продержались они не долго. В 2019 году на трассе «Нюрбургринг» время EP9 было разгромлено другим электрокаром — Volkswagen I.D. R, который привез китайской машине на «Северной петле» аж 40 секунд! И это при том, что EP9 в два с лишнем раза мощнее I.D. R. Так что мощность — еще не все.

К слову, на подходе еще более дикие электрические гиперкары. Это хорватский Rimac C_Two, британский Lotus Evija и, наконец, второе поколение Tesla Rodster. Что их объединяет? Мощность от 1900 до 2000 л.с, а также способность разгоняться до 100 км/ч менее чем за 2 секунды.

На практике это означает, что вы сможете купить и использовать на дорогах общего пользования машины, которые в гонке по прямой обгонят болид Формулы 1. Правда, в поворотах они же бесконечно отстанут: батарея – это тяжелая ноша. Но хотя бы Грета Тунберг останется вами довольна.

4.Formula Offroad

Да, есть и такая. И придумали ее, вы не поверите, в Исландии. Говорят, когда-то викинги были самыми отмороженными жителями Европы. Грабили, убивали, насиловали – ну, вы знаете. Потом приняли христианство, остепенились и убивать в массе своей перестали. Но как-то же надо развлекаться?

Итак, берем все тот же двигатель GM Small Block. В паре с автоматической (!) коробкой передач – есть у американцев достаточно надежные, для груженых пикапов. Форсируем все это и ставим на легкое полноприводное багги.

А потом стараемся въехать на почти отвесную горку. Или…. Движемся по воде аки посуху – за счет вращения зубастых колес машина не тонет, пока не отпускаешь газ. В общем, выглядит такая Формула точно не хуже какого-нибудь Гран При Франции.

Какова мощность? До 1600 л.с. Впрочем, ограничений по регламенту нет.

Как нет и дифференциалов! Точнее, они заварены. Все четыре колеса всегда вращаются строго с одинаковой скоростью. По прямой это не плохо, но поворачивает такая техника со скрипом. Скрипом черного исландского вулканического песка под колесами.

5.Дрэг-рейсинг

Знаете сколько можно выжать из семилитрового мотора Chrysler конструкции полувековой давности? Нижневального, с двумя клапанами на цилиндр. Не гадайте, мы скажем. Более 11 тысяч лошадиных сил. Столько выдают моторы машин в соревнованиях по дрэг-рейсингу в самой мощной категории Top Fuel.

Как этого добиться? Берете мотор Chrysler, измеряете его и выкидываете. Затем находите здоровенный кусок кованного алюминия и обрабатываете его надфилем до тех пор, пока он не станет похож на блок Chrysler V8. Насчет надфиля мы конечно шутим, а про цельный кусок кованного алюминия – ни разу.

Остальные детали также делаются штучно, включая титановые поршни с тефлоновым покрытием. Но общая конструкция нижневального мотора Chryser остается неизменной.

Добавьте к этому систему впрыска смеси нитрометана и метанола, а также механический нагнетатель воздуха размером с еще один двигатель. От системы охлаждения можно отказаться: за несколько секунд работы мотор перегреться не успеет.

Зато после каждого заезда двигатель перебирается. Вручную. И да – мощность в 11 000 л.с. приблизительна, ибо стенда, который бы не разлетелся на части при замере, еще не сделали.

6.Трактор тащит сани

Если вы служили во флоте на ракетном катере, то, возможно, сталкивались с мотором Звезда М503. Дизель, 42 цилиндра, соединенных как бы звездой из семи рядных «шестерок». Стоковая мощность – около 4 тысяч л.с.

Так вот, есть люди, которые берут этот атмосферный мотор, ставят на него наддув и получают гоночную силовую установку мощностью 12 тысяч л.с. Особо популярно это занятие в Нидерландах; на английском соревнование знают под именем Tractor Pulling

На деле речь идет о достаточно понятных соревнованиях – тягании саней трактором по 100-метровой прямой. Сани, однако, не простые. В их задней части установлены колеса, а спереди они скребутся по земле металлической плитой. При этом особый механизм перемещает груз на санях вперед, так что чем ближе к финишу, тем сильнее сопротивляются сани. Их общий вес может превышать 28 тонн.

Тот, кто протянет наиболее тяжелые сани как можно дальше, побеждает. В идеале дотащить их именно до конца 100-метровой прямой, но удается это не всем.

Казалось бы, что тут такого? В любой деревне можно устраивать.

Так и делали, постепенно совершенствуя эти самые гоночные тракторы. Пока не дошли до каких-то невероятных монстров. Кстати, советский М503 – еще не самый экзотический мотор. Некоторые умельцы предпочитают газотурбинные двигатели от вертолетов Ми-8. И не один, а сразу несколько. Импортные силовые агрегаты тоже в цене, в прямом и переносном смысле. Американцы любят все тот же GM Small Block: их ставят штуки три разом, а то и семь.

7.Наземные рекорды скорости

Наконец, мы дошли до точки. До самых мощных и быстрых машин на свете. В самом прямом смысле. До техники, которая специально создается, чтобы установить планетарный рекорд скорости.

Возможности поршневых моторов тут уже давно исчерпаны. До последнего времени рекордные прототипы строили на основе авиационных турбореактивных двигателей. Действующий рекорд – 1228 км/ч. Он был установлен на прототипе Trust SSC в 1997 году.

Однако прямо сейчас развивается проект машины Bloodhound LSR, которая должна как минимум побить этот рекорд, а как максимум разогнаться до 1000 миль в час – это 1609 км/ч.

Пока прототип тестируют с турбореактивным двигателем Rolls-Royce от истребителя EJ200. А для рекорда на него поставят еще и дополнительные твердотопливные ракетные двигатели с жидким окислителем.

Вопрос о мощности заставил нас помучиться. Турбореактивный Rolls-Royce развивает примерно 54 тысячи лошадиных сил. А реактивные двигатели характеризуются тягой, которая в сумме с мотором от EJ200 составит 212 тысяч ньютонов.

О том, как это пересчитать в лошадиные силы, в интернете написано много всего сомнительного. Но наш очень грубый подсчет по методу сферического коня в вакууме в конце концов привел к цифре 128 тысяч л.с. в сумме. Мы не уверены, что не ошибаемся, но знаем одно: для привода топливных насосов этих реактивных двигателей будет использоваться пятилитровый V8 от Jaguar мощностью 550 л.с.

Пожалуй, стоит уточнить, что современные моторы Формулы 1 не являются самыми мощными в истории чемпионата. Считается, что наибольшей отдачей обладали гоночные моторы BMW M12/M13 1980-х годов. В квалификационном режиме они выдавали около 1400 лошадиных сил.

Самое удивительное, что основой для этих гоночных моторов служил серийный чугунный блок цилиндров двигателя M10, разные модификации которого использовались в дорожных машинах BMW c 1961 года и до конца 80-х. То есть баварцы с помощью турбонаддува и крепких немецких выражений выжали почти полторы тысячи лошадей из полуторалитровой рядной «четверки»!

Вы удивитесь еще больше, когда узнаете, что именно двигатель M10 вдохновил советских конструкторов при разработке 1,5-литровой «четверки» для автомобиля «Москвич-412». Правда, именно вдохновил — о копировании речи не идет, отличий довольно много.

SonicTraceClub › Блог › Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон “Дакар”, основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. “Дакар” по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков (“этапы” или “спецучастки”) проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках “Дакар” принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на “Дакаре” соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на “Дакаре” помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

История ралли “Париж — Дакар”.

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли “Париж-Дакар” — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли “Абиджан-Ницца”. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых “приключенческих” (в негативном смысле этого слова) “Дакаров”. Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории “Дакара” с финишем не в самом Дакаре.

Ралли “Париж — Дакар” знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На “Дакаре-1982” Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд “Дакар-1986” вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель “Дакара” Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в “Париж-Дакаре”, по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

“Дакар” открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.

Будет полезно:  Руководство по ремонту замка зажигания: неисправности, проверка и замена элемента


Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда

Фото: КАМАЗ Мастер

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.

Источники:

http://funformula.one/history/harticles/31687-samyj-pervyj-dakar.html

http://ru.motorsport.com/f1/news/moshchnee-ferrari-sem-gonochnykh-mashin-prevoskhodyashchikh-po-moshchi-bolidy-f1/4558504/?nrt=54

http://www.drive2.ru/b/2346010/

http://autosport.com.ru/features/48049-legendy-dakara-pyat-samyh-uspeshnyh-komand-v-istorii-ralli-reyda

http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/svetotexnika/otlichie-xenona-ot-bixenona.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector